Святая Троица
Posted on 15. Dec, 2011 by bread in Богословие
А теперь мы будем изучать каждую Личность Троицы в отдельности, расположив их соответственно их месту в глобальном плане возвращения человека к Богу, заранее понимая, что нет различия в славе, величии и силе между этими Личностями. Различны лишь их роли в плане вечного спасения.
1.1. Бог Отец
От момента сотворения всего сущего и до рождения нашего Господа Иисуса Христа вселенная свидетельствовала о проявлениях Бога Отца. Достаточно одного Его слова – и несуществующее может стать существующим. Псалмопевец писал о Нем: «Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием; Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер; устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра. Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий» (Пс. 103:1-4).
Бог Отец проявлял Свою славу в этом мире через специально избранных для этой цели людей Израиля. Патриархи, цари, судьи, пророки и священники имели такую власть и силу, что, когда мы сейчас читаем о них, мы радуемся силе и славе Божьего присутствия. Бог Отец снисходил со Своего трона славы, чтобы проявить Себя среди Своих людей и установить для всех будущих поколений тот факт, что Он есть Господь и Бог.
Каждый раз Бог говорил со своим народом через патриархов, пророков, царей или судей. В них было проявление Бога Отца, хотя Бог Сын и Бог Святой Дух тоже были в Нем и с Ним. В действительности, мы можем сказать, что Бог Святой Дух всегда сопровождает работу Бога Отца и Бога Сына.
Об этом говорится в первых стихах Библии: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:1,2).
В этих стихах – мы можем в этом убедиться – присутствуют две Личности Святой Троицы. Кроме того, есть много других стихов в Ветхом Завете, которые тоже это подтверждают. В то время среди Израильского народа здесь, на земле, действовал Бог Отец. Он объявил о пришествии Мессии, Бога Сына, как Спасителя человечества. Исайя пророчествовал о Нем: «Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6); также пророк говорил и о жертве Христа: «Кто поверил слышанному от нас, и кому отрылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Ис. 53:1-3).
Когда Господь Иисус был, наконец, рожден, Господь Бог стал говорить через Своего Сына: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки отворил» (Евр. 1:1,2).
1.2. Бог Сын
«Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все ловом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя» (Евр. 1:3,4).
Перед тем, как определить положение Господа Иисуса на земле в отношении Святой Троицы, мы хотим пояснить, что, до того, как Он был рожден Девой Марией через действие и благодать Святого Духа, Он уже был посажен на троне славы, и об этом написано так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1).
Было так: «Все чрез Него начало быть и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3).
Слово, которое было в начале, есть Сам Господь Иисус. О Нем мы находим и другой стих, который так говорит о Боге Отце и Боге Сыне до Его прихода на землю: «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18).
Господь Иисус был единственной Личностью с человеческой природой, (которая была у Его матери, но не у Отца) и с духовной природой (которую имел Его Отец, но не мать). То есть Он обладал двумя натурами: человеческой и духовной. Его духовная природа существовала всегда, а Его человеческая природа была явлена через Его рождение и через действие Духа Троицы.
С другой стороны, необходимо заметить, что в течение всего времени Своего человеческого существования Он не вдруг получил Свою духовную природу, потому что тогда Его жертва была бы напрасной. Он жил точно так же, как любой другой человек, хотя Он и был Сыном Бога. Он лишил Себя всей Своей славы для того, чтобы занять положение «Агнца Божьего, Который взял на Себя грехи мира». Доказательством этого было то, что, когда дьявол искушал Его и предлагал превратить камни в хлеб, Он отказался делать это. Если бы Иисус во время искушения случайно превратил бы камни в хлеб, воспользовавшись собственными Божественными возможностями, оставив хотя бы на несколько секунд Свою человеческую сущность и приняв Божественную, тогда уже невозможна была бы жертва Агнца. Если бы Он воспользовался этим и превратил камни в хлеб, тогда бы Он прибегнул к Своей силе для того, чтобы избежать страданий жертвенного Агнца. В этом состояла борьба Его человеческой природы до самой Его смерти. И это доказывается многими местами из Писания, такими, как: «Иисус плакал». «Иисус спал». Его словами на кресте были: «Я хочу пить». И когда Он был в посте 40 дней, Он испытывал голод и жажду. Это подтверждает что Господь Иисус строго следовал Своей человеческой природе, чтобы послужить всему человечеству через Свою жертву.
Бог установил следующее: «…душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:4). Когда Адам согрешил, он был осужден на смерть не один, он передал семя греха и, следовательно, смерть всему человечеству.
Однако для спасения человечества. Бог Отец установил: «Без пролития крови нет отпущения грехов», – потому что в крови находится жизнь, и Он установил принесение в жертву животных для отпущения грехов. Каждый раз, когда израильтяне совершали какой-либо грех, они приносили священнику определенное животное, и священник для очищения грешника приносил это животное в жертву. Это было символом будущей и неизменной жертвы, которая должна была быть совершена через Господа Иисуса Христа. Поэтому Иоанн Креститель сказал о Hём так: «…вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29).
Итак, Бог Сын снизошел с престола Своей славы, чтобы занять положение Агнца и пролить Свою кровь ради всех тех, кто принял Его как Господа и Спасителя. (Это очевидно, потому что те, кто, не считав Его Агнцем Божьим, не имеют права получить вечное спасение).
Для нас это чудо, потому что сейчас мы не нуждаемся в жертвоприношениях животных, чтобы очищаться от своих грехов, так как даже если всех животных мира принести в жертву, они не очистят нас от грехов, которым нет числа. Спасибо Богу нашему Господу Иисусу Христу, Который стал нашим защитником перед Богом Отцом ради того, чтобы оправдать нас и гарантировать спасение тем, кто искренне принял Его как единственного Бога и Спасителя. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим. 5:1,2).
Господь Иисус принес спасение исключительно по вере, а не через добрые дела, потому что доброта – это наш долг. Почему бы нам не подать руку помощи тому, кто упал? Если мы делаем так, это не означает, что нам гарантировано спасение, потому что написано, что спасение приходит только через веру: «Праведный верою жив будет…» (Евр.10:38), – и верою только в Господа Иисуса.
По историческим сведениям, Мартин Лютер жил в католическом монастыре, и всё, к чему он стремился, – это очищение себя перед Богом. Заканчивая одно дело, он тотчас начинал другое, а затем следующее. Таким образом, весь день он много работал: мыл посуду, полы, стирал одежду и т.д. – и только ночью он мог изучать Библию и молиться. Это продолжалось много лет, до того дня, когда он мыл лестницу в монастыре, Святой Дух прямо проговорил к его сердцу: «Тем не менее, Моя праведность существует по вере». Он тотчас прекратил делать то, что делал, и сказал самому себе: «Если праведность существует по вере, тогда все мои физические жертвы напрасны!» С того дня он оставил католический монастырь, чтобы учить людей тому, что спасение душ приходит через веру.
Так на земле появились истинные христиане. Эти люди оставили религиозные обязанности, чтобы жить по вере в то, что совершил Господь Иисус для тех, кто верит в Него. Если бы спасение приходило через добрые дела, тогда для Господа Иисуса было бы не нужно приходить в этот мир; и для того, чтобы спастись, людям было бы достаточно делать добрые дела. Но это не так! Спасение возможно только в том случае, когда жертва Господа принимается через веру.
Мы знаем многих людей, которые предлагают собственный план спасения. Они категорично утверждают, что они никому не делают зла, что время от времени они помогают нуждающимся, что они верят в Бога, и т.д. Эти люди только пытаются оправдать самих себя, собственную совесть, и такие личности не нуждаются в Спасителе, потому что они думают, что могут спасти себя через добрые дела. Некоторые же говорят: «О, я хожу в Церковь по воскресеньям»; или «Я участвую в служении», «Я молюсь дома, потому что считаю, что не обязательно ходить в Церковь, чтобы демонстрировать свою веру в Бога», – «Я знаю многих, которые часто ходят в церковь, и, тем не менее, сплетничают»., – Это обычные оправдания перед обществом, перед собственной совестью и перед Богом.
Бог Сын пришел в мир спасти каждого, кто поверил в Него через
проповедь Его Святого Слова. Он сказал Своим ученикам: «…идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:15,16).
Вера, о которой говорил Господь, это не просто вера, ведь, даже сам дьявол верит в то, что Бог есть. Вера, которую мы должны иметь в Господе Иисусе, есть принятие смиренного положения, принятие по вере Его жертвы ради нашей пользы, потому что, если бы Иисус не умер на Голгофе, то у нас не было бы шанса вечного спасения. Итак, человек должен верить и креститься погружением в воду, согласно Его указанию.
Вера в Господа Иисуса означает намного больше, чем просто позиция в обществе: она означает вечное обязательство перед Ним, жизнь ради Него, в которой первое место занимает Господь Иисус. В связи с этим Иисус говорил:
«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Mт.16:24-26).
Веру в Господа Иисуса можно сравнить с женитьбой. После женитьбы человек начинает жить для своего собственного дома и забывает о своей холостой жизни; все его желания – для его жены, и жена, в свою очередь, живет для мужа. Точно так же бывает, когда мы принимаем Иисуса как своего Господа и Спасителя: все наши устремления сосредоточены на том, чтобы угодить Ему, чтобы полностью исполнить Его волю, даже ценой собственной жизни.
Бог Дух Святой
Точно так же, как Бог Отец послал Бога Сына, и Он был отвергнут, Бог Сын послал Бога Духа, и Он также был отвергнут. Хуже всего то, что люди, избранные Богом Отцом, отвергли Бога Сына; а люди, избранные Богом Сыном, отвергают Бога Духа Святого. Невероятно то, что люди, которые исповедуют христианство, отрицают Духа Господа Иисуса Христа. Они признают Библию как Слово Божье и даже поклоняются ей; они поклоняются Господу Иисусу Христу, прославляют Его; однако полностью игнорируют личность Святого Духа. Но что такое Святой Дух и в чем состоит Его функция в плане спасения?
Святой Дух является одновременно Духом Бога Отца и Духом Бога Сына. Который действовал и всегда будет действовать в сердцах тех, кто избран Богом для Его целей. Святой Дух владеет ими и использует для Божьих целей, как произошло, например, с Давидом, когда пророк Самуил помазал его елеем: «…и почивал Дух Господень па Давиде…» (1 Цар.16:13). С того момента вся его слабость была превращена в силу и крепость. И Давид получил способность делать то, чего не мог раньше, потому что на нём был Дух Самого Бога. Все мужчины и женщины, которые давали в своей жизни место для проявления Святого Духа, были использованы исключительным и чрезвычайным образом, как Давид.
Невероятно то, что некоторые люди легко принимают духов умерших родственников и подчиняются им, но не имеют такой позиции по отношению к Духу Единственной Личности Того, Кто умирал и был воскрешен. Их глаза слепы, ум затуманен, а их интеллект притуплён, потому что они не могут понять очевидное. Истина же в следующем: зачем принимать дух умершего отца, когда можно принять Дух Того, Кто жив? Кто имеет большую ценность: тот, кто умер или кто живет? Кто сильнее: вооружённая до зубов, но мертвая армия или один человек, но живой?
Дух Святой – это истинный Дух живого Бога Отца, Который был обещан живым Богом Сыном, чтобы жить внутри каждого из нас, чтобы мы могли иметь вечную жизнь, какую имеют Бог Отец и Бог Сын! Довольно всяких религий, философий, доктрин и обременительных для людей законов! Хватит пустых разговоров! Такими разговорами кормят целые народы и нации. А ведь все хотят иметь только одно – жизнь, и ничего больше. Абсолютно ничто и никто в этом мире не сможет дать этого людям, кроме Святого Духа жизни! Бог Сын сказал: «Я пришёл для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком» (Ин.10:10). И эта жизнь с избытком, которую обещал Господь Иисус, возможна только при действии Святого Духа внутри каждого из нас. Это и есть цель Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа для всего человечества, без исключения!
В Библии содержится более восьми тысяч обещаний Бога для человечества, и все они связаны с сохранением жизни. Господь Иисус сказал: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:38). Что это означает? Это означает жизнь во всей ее полноте, как была у Адама и Евы в Едемском саду. У них не было болезней, потому что Дух силы Божьей был над ними; не было недостатка в пище, потому что природа сама производила нужные плоды для человека, давала разную пищу и облекала славой Святого Духа; не было недостатка в мире, потому Дух Мира был внутри них… Они ни в чем не нуждались, потому что Дух Господа контролировал весь Сад, Адама, Еву и всю природу. И если мы позволяем Духу Бога полностью контролировать нашу жизнь, Он Сам будет направлять наши шаги по гладкому и безопасному пути к источнику вечной жизни, обещанной Богом Сыном.
Нетрудно заметить силу действия Святого Духа, когда мы анализируем действия других духов в жизни людей, которые нуждаются в истине. Эти нечистые духи работают главным образом так. Например, у человека горе, он находится в печали из-за потери близкого человека и от отчаянья желает общаться с умершим родственником, чтобы узнать, хорошо ли ему, нуждается ли он в чем-нибудь и т.д. И тогда нечистые духи, пользуясь искренностью и доверчивостью этих людей, проявляются через медиумов, которые становятся «посредниками» между нуждающимися в совете людьми и предполагаемыми духами умерших. Затем эти нечистые духи через медиума начинают описывать в деталях факты, касающиеся умершего человека, с намерением вызвать к себе доверие. Человек от всего сердца верит в этот феномен как в существование духа близкого человека. Так происходит установление связей между этим человеком и злыми духами.
Затем эти духи начинают атаковать жизнь человека, и потом, утверждаясь уже в его жизни, начинают контролировать его разум, управлять им, его семьей, близкими. Добившись этого, нечистые духи создают всякого рода проблемы. И затем заставляют человека, который в будущем тоже может стать медиумом, чувствовать себя обязанным им. и он пытается решать свои проблемы через них, тем самым создавая себе еще более серьезные проблемы. Если возможны реальные отношения между демоническими духами и людьми, которые приняли их, то значит, есть пути для реальных и конкретных взаимоотношений между Духом Бога и всеми теми, кто искренне Его призывает.
Дух Бога желает пребывать внутри каждого человека, потому что через него распространяется Свет Бога везде, где он бывает. Как нечистые духи распространяют нищету, болезни и проблемы везде, где находится медиум, так же Святой Дух распространяет успех, процветание и здоровье, потому что Он является агентом жизни. Все другие духи, без исключения, независимо от того, как они называются и где проявляют себя, – агенты смерти. Но как мы отличим Дух Бога от духов дьявола, если многие из них проявляют себя, говоря о любви, свете, доброте и т.д.? Это очень просто.
1. Лживые и нечистые духи проявляются в людях, когда они находятся либо в сознательном, либо в бессознательном состоянии, в то время как Дух Бога проявляется исключительно через проповедь Слова Божьего, где Он непосредственно говорит всем.
2. Демонические и нечистые духи изо всех сил пытаются доказать, что они пришли от Бога, что они являются духами света и хотят делать хорошие дела; Святой же Дух говорит людям только через Слово Божье.
3. Дьявольские духи навязывают свою волю другим, и тот, кто выполняет ее, наказывается; Божий Дух никогда ничего не навязывает. Он всегда ждет разрешения вести человека на «зелёные пастбища».
4. Демоны дают информацию через ясновидящих, прорицателей; Святой же Дух, когда не было Библии, говорил через пророков, затем через Своего Сына Иисуса Христа, а сейчас говорит нам через Слово вдохновленное Им, так же не отменил пророков (Еф. 4:11).
5. Демонические духи всегда посылают беспокойство и отнимают мир у тех, кто следует за ними, они всегда создают проблемы, лишая радости. Святой же Дух вселяет в сердце человека мир, и, когда мы счастливы, Он тоже счастлив, как написано: «Радость пред Господом под крепление мое».
6. Нечистые духи вызывают постоянную бессонницу, частые головные боли, желание покончить с собой, нервозность, болезни, которые врачи не могут вылечить, страх, одиночество, неуверенность, дурные привычки, недовольство собой, неудачи в личной жизни, финансовые проблемы, психические расстройства, зрительные и слуховые галлюцинации, безумие и т.д. А Святой Дух, наоборот, стирает все это из нашей жизни и даёт счастье, спокойствие, мир и все, в чем мы нуждаемся.
7. Нечистые духи разрушают семьи, разделяют родителей с детьми, вносят беспорядки внутри семей; Святой Дух наполняет семьи такой глубокой любовью и уважением, что дом становится маленьким островком рая на земле.
Свойства Святого Духа
Свойства Святого Духа такие же, как у Бога Отца и Бога Сына, Он
1. Творец. В первых стихах Библии мы находим ссылку на Духа Святого как на Творца, Который посредством Слова Бога, сделал несуществующее существующим.
«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою» (Бытие 1:1,2).
2. Всемогущий, Все знамения и чудеса происходили в Святом Писании под водительством Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа однако, Святой Дух, с моей точки зрения, стал важнее в то время, когда в мир пришел Бог Сын. С этой целью Ангел Гавриил был послан Богом
в город Назарет к деве Марии объявить, что она родит Сына Божьего: «Дух Святый найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лука 1:35).
Здесь показано свидетельство безмерной силы Святого Духа. Апостол Павел в своем Послании к Римлянам подтверждает: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11).
Выразить Силу Бога человеческими словами невозможно. Даже вся Библия неспособна описать Его власть и силу. Всемогущество Святого Духа показано для того, чтобы дать нам хоть мельком увидеть то, на что Он способен на самом деле. Мы судим обо всем относительно времени и места; для нас вчера существовало, сегодня существует, и завтра будет существовать, потому что мы живем внутри ограниченного времени, которое никогда не останавливается.
Однако Бог не как человек; для Него не существует прошлого, настоящего и будущего, потому что Он просто есть, Он тот же вчера, сегодня и вовеки. Мы ограничиваем себя сами, потому что нам трудно дать оценку неограниченному.
Апостол Петр утверждал: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3:8). Пророк Исайя сказал: «Кто уразумел дух Господа и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его, и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости? Вот народы – как капли из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он» (Ис. 40:13-15).
Как мы можем понять Силу Духа Божьего? Только одним единственным способом – позволить Духу Божьему Самому лично жить внутри нас, тогда мы будем иметь понятие о том, что такое всемогущество Бога!
3. Вездесущий. Царь Давид в одной из своих молитв сказал: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь па край моря; и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: «может быть, тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью». Но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет» (Пс.138:7:12).
Никто не может спрятаться от Духа Божьего, потому что Он находится везде, одновременно в любое время, в любом месте, и всякий раз, когда крик боли и мольба произносится с именем Господа Иисуса, мы можем быть уверены, что Божий Дух услышит и ответит на просьбу.
Даже в данный момент, читая эти строки, вы можете чувствовать, как учащенно бьется ваше сердце, сильно желая связаться с Богом, чтобы получить немедленную помощь. И будьте уверены, что Святой Дух с нами, как Им обещано в Слове: «И призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс.49:15). Итак, прямо сейчас молитесь. Молитва не должна быть длинной и красивой, но простой и искренней. И Дух Святой осенит вас сейчас точно так же, как осенил Деву Марию… Давайте попробуем!
4. Всеведущий. Нет необходимости говорить о всеведении Божьего Духа, когда мы уже знаем о Его вездесущности. Так как Он вездесущий, тогда, конечно, Он может быть также и всеведущим, находясь одновременно во всех уголках земли в одно и то же время, и мы можем сделать вывод, что Он знает обо всем одновременно. Апостол Павел утверждал: «А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божий. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2:10-11).