ОККУЛЬТИЗМ И СУЕВЕРИЕ
Posted on 15. Dec, 2011 by bread in Богословие
Суеверие – ошибочное, пустое, вздорное, ложное верование о что-либо; вера в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, здания, в приметы, знаменья; вера в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно (В.Даль).
Оккультизм – совокупность воззрений знаний и суеверий, представлений (верований) в области таинственных сил природы, человека и духовного мира, т.е. тех явлений, которые переступают пределы (или должны их переступать) в отношении наших пяти естественных чувств.
Каковы бы ни были мотивирующие факты, люди вовлекаются в оккультную деятельность по таким основным причинам:
1) Достичь сверхъестественного познания будущего.
2) Достичь сверхъестественной силы воздействия на будущее и нынешнее состояние.
3) Внедриться в мир духов, чтобы контактировать с умершими, для познания жизни живущих.
4) Войти в контакт с сатаной для получения его демонической силы.
Библия занимает твердую позицию против оккультизма. Господь Бог неизменен в Своем неприятии и осуждении оккультной деятельности и всего, что с ней связанно (Втор. 19:9-13).
Идолопоклонство, суеверие и оккультизм распространены там, где люди ищут помощи и прибежища не у живого Бога, а у самоизбранных покровителей, когда доверяются чему-либо или кому-либо другому, а не живому Богу и Его Слову, полагаются на человеческую мудрость и разум, свои способности и праведность Рим. 1:16-25; 2Фес.2:7-12).
Как человек попадает в теснейшее общение с Богом через веру Слово Божье, так через суеверие и оккультизм, которые Бог называет грехами мерзости, человек попадает в связь с сатаной, в рабские отношения с властями тьмы. Отсюда и библейское определение: «блудодейство», «распутство», «духовный разврат» Иез. 16:16-17,36; Лев.19:26,31).
К сожалению, излишнее любопытство, страх перед несчастьем болезнью, как следствие недостаточного доверия Богу, подражание другим, духовная непросвещенность и недоверие Библии, рождающие суеверие и страх в отношении многих вещей в жизни, являются причиной проникновения оккультных влияний и суеверий среду христиан (Деян.4:6; Иер.10:2).
И здесь огромную роль играет библейское просвещение, разъяснение грехов мерзости и их последствий. Велико, в этом отношении, значение закона, потому что цель закона состоит в том, чтобы иметь фундаментальное сознание греха, исполненное раскаянием мышление и глубокую потребность в Посреднике и Заступнике перед Богом.
Опасность оккультизма и суеверия
(Ос.9:7-10;4:12,13;Иер.10:2):
а) духовное ослепление, жестоковыйность;
б) превратное понимание Слова Божьего;
в) половинчатые или фальшивые покаяния;
г) закрытость для благодати, депрессия, богохульные мысли;
д) препятствия в молитве;
е) непримиримость, упрямство, своеволие (или безволие), любовь к клевете, жадность, привязанность к личностям и другое.
ж) патологическая наследственность;
з) безумие, поврежденный разум;
и) нервные расстройства, эпилепсия, лунатизм, одержимость.
Виды «грехов мерзости»:
A) Оккультизм:
1) Все виды гаданий на картах, на различных предметах посредством ворожбы, на руке («хиромантия») и т.д. (в т.ч. так называемые «бытовые» и у «профессиональных» гадалок). Сюда же относится «ясновидение».
2) Заклинания («бытовые»).
3) Использование сонников.
4) «Лечение» болезней через заговаривание, заклинание, симпатию, обаяние, белую магию и т.д. Сюда же – «отражающие» средства.
5) Методы лечения под маской «нетрадиционной» медицины: гипноз, иридодиагностика, экстрасенсорика, телепатия, лечебно-магнитология, маятниковая диагностика, аккупунктура, точечный массаж.
6) Йога. Восточные виды борьбы Медитация. Аутогенная тренировка.
7) «Благочестивое» идолопоклонство (молитва святым, магическое отношение к причастию и крещению). Злоупотребление именем Бога.
8) Астрология, гороскопы.
9) Идолопоклонство под маской «современной» науки и христианства: радиоэстезия, лозоходство, «сидерический маятник», «христианская наука», теософия, антропософия, «групповая динамика».
10) Гомеопатия.
11) Колдовство, черная и белая магия, спиритизм.
12) Неопознанные летающие объекты.
13) Рок-музыка; современные, особенно «космические» мультфильмы/комиксы.
14) Эротические фильмы и фильмы ужасов.
15) Наркотики.
B) Суеверие:
1) Приметы («к счастью», «к беде», «предотвращающие, предупреждающие»).
2) Талисманы.
3) «Счастливые» и «несчастливые» числа и дни.
4) Святые письма.
Необходимо всегда помнить, что занятие подобными вещами даже в шутку, играя, дает место дьяволу в жизни человека и может иметь самые пагубные последствия. Пути к освобождению:
1) Разъяснение «грехов мерзости»: человек должен уразуметь, го связь с оккультными вещами – грех перед Богом.
2) Покаяние включает в себя осознание грехов и желание оставить грех, а также последующая перемена образа мыслей и жизни.
При покаянии должно последовать также освобождение от предметов оккультизма (книги, предметы) (Деян.19:19).
3) Исповедание перед Богом и служителями включает и «грехи мерзости», как выражение осознания своей греховности и средство победы над своим обвинителем.
При исповедании служитель Церкви определяет, насколько грехи мерзости» затронули человека. Чаще всего достаточно этих трёх ступеней, свершив которые, человек освобождается от всех сатанинских зависимостей. В покаянии есть сила прощающая и освобождающая. Если через грехи оккультизма и суеверия человек подвержен опасности и влиянию сатаны, и это выражено признаком одержимости, употребляются средства освобождения через пост и молитву опытными служителями при действии даров Духа Святого и при откровениях.
Служителям Церкви следует опасаться, чтобы не придать излишнего значения оккультизму, в случаях, когда человек прибегал этим грехам неосознанно, поверхностно, в таких случаях общее покаяние и исповедание освобождает человека от всех грехов, в том числе и «грехов мерзости».
Всегда есть опасность внушения неуверенности, если слишком много концентрировать внимание на этих грехах, через это придаётся слишком большое неоправданное значение силам тьмы. Христос победил смерть и ад и отнял силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою (Кол.2:15). Он сказал: «Покайтесь и веруйте в Евангелие», и через покаяние приходит прощение и освобождение.
Другие частные случаи оккультной зависимости происходили всегда, как во времена Христа и Апостолов, так и в наше время. Освобождение происходит на основании Слова Божьего индивидуально в каждом случае по вере и опыту служителей.
Освобожденные от оккультизма нуждаются в постоянной молитвенной поддержке и душепопечении со стороны служителей для поддержания веры в освобождающую силу Иисуса Христа. Через святую жизнь и постоянное пребывание в Слове Божьем происходит окончательное освобождение от сил тьмы.
Лжеучения
Барьеры лжесловесности
Проблемы психологии в лжеучениях
«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» {Мим.4:1-2).
I. Земное царство культов
Мир, в который пришел Иисус Христос, был щедр на религии, начиная от глубокого анамизма и эротических культов, до римского пантеона богов и мистических культов Греции. В этот водоворот никчемной человеческой философии, а также изнемогавшего Израиля, вошел Сын Божий, Который Своим учением и примером показал, что есть и небесное человеколюбие. Своей удивительной властью, мученической смертью и телесным воскресением разрушил лабиринт земных страхов и сомнений, вознесшись на небеса, чтобы взять людей к Себе. Люди могут отвергать Иисуса Христа и Библию, но не могут изменить основной смысл Святого Писания, говорящий о любви и заботе Бога по отношению к людям, ради них отдавшего Своего Единственного Сына, чтобы они жили в Нем.
В проповеди Евангелия, Иисус предрекает испытания и страдания, которые ожидают Его учеников, как в Церкви, так и вне ее. Одним из жесточайших испытаний, учил Он, будут лжехристы, лжеучителя, которые придут, и прикрываясь Его именем, многих обманут (Мат.24:5).
Христос: Мат.7:15-23; Ап. Павел:1Тим.4:18.
Христос сказал, что плоды лжепророков будут видны, и именно по ним можно их будет обнаружить. При этом нужно не забывать, что плодами худого дерева могут быть не только плохое поведение, но и учение (1Ин.4:1-6; 2Кор.11:13-15).
Причины, по которым необходимо говорить о заблуждениях, вполне понятны, так же как и причины, по которым мы должны противостоять им, и Церковь должна быть защищена от них. Христос и апостолы велели Церкви защищаться, и для истинных христиан нет другого выбора, как посвятить себя служению, свидетельствующему о безоговорочной преданности нашему Господу (2Кор.11:2-15;Гал.1:6-9;Отк.2:2-3;2Иоан.6:11).
Необходимо понимать, что защита Церкви от заблуждений – это не упражнения в богословских спорах, а реальная духовная битва, где часто особенно важно не вдохновение, а знание Слова Божьего, где наша сила определяется реальным познанием Христа, святой жизнью, верностью Богу в малом, наличие Его любви в нас (Пс.90:4).
Читая Иак.5:19-20 видим, что библейское учение об отношении к лжеучениям таково, что мы должны сочувствовать и любить тех, кого увлекли лжепророки, хотя и твердо противостоять их учениям. Наша первоочередная задача – спасти душу, а не выиграть спор. Нельзя забывать, что за людей, заблудившихся в лжеучениях, также умирал Христос (1Ин.2:2). Сегодня проповедь Евангелия Царства Божьего в этом мире, зараженном лжеучениями культов,- это реальная задача современной Церкви.
II. Барьеры терминологии (лжесловесность).
Проблема произносимого смысла всегда занимала важное место в человеческом общении. Часто задаётся вопрос: «Почему человек, практикующий культ, во время разговора вроде бы согласен со всеми доводами, но когда разговор окончен, остаётся чувство неполноценности общения, как бы говорили на разных языках?»
Это связанно с тем, что при изучении культов необходимо быть готовым встретить препятствия в виде различия в употреблении слов. Для этого нужно признать, что эти различия есть, и пока не выяснится, в каком смысле используются те или иные термины, невозможно выбраться из той неразберихи, которая создана тем или иным культом, а также провести грань между лжеучением и здравым учением.
Обычно существование культа объясняется тем, что он модифицирует христианскую терминологию, заимствует в колоссальном количестве библейские сюжеты, почти всегда приводя их вне контекста и пересыпая их евангельскими фразами и терминами, где это только можно и выгодно.
С особым пристрастием приверженец культа останавливается на любви, терпении, прощении, на Нагорной проповеди и, как( правило, приводит вне контекста изречение «вера без дел мертва». Для культа не составит трудности «одухотворить» или переосмыслить понятное всем значение библейских текстов и поучений так, чтобы оказаться в видимой гармонии с исторической христианской верой. Но вряд ли в своих рассуждениях приверженец культа будет затрагивать самую основную проблему – проблему зла, грехопадение людей или искупление их Христом, единственный способ спасения от греха – через благодать и веру. В действительности эти люди намеренно уходят от неудобных для диалога тем.
Столкнувшись с приверженцем культа, нужно всегда помнить, что имеешь дело с человеком, хорошо знающим христианскую терминологию, который, однако, аккуратно переопределил её для полного соотношения с его умозрительно й системой.
И всё же один аспект не подлежит осуждению. Слова в контексте означают только то, о чём они говорят. Нельзя забывать, что понятия соответствуют своим определениям. И «одухотворение» текстов и учения или попытка объяснить их на основе туманного термина «интерпретация» – научная беспринципность и духовный обман.
Христианин всегда должен помнить о терминологической проблеме, с которой он непременно столкнётся, имея дело с приверженцем культа.
Поэтому в разговоре с ним необходимо:
а) Чтобы он дал определение своим терминам и объяснил, почему он считает себя вправе давать им небиблейские определения.
б) Чтобы христианин проверил соответствия этих «определений» контексту стихов, приводимых для подкрепления этих истолкований.
в) Определить, что такое «истолкование», «историческая ортодоксия» и основные термины: «рождение свыше», «искупление», «вечный суд» и т.д., чтобы во время разговора не возникало непонимания (к чему разговор обязательно придёт).
г) Показать важность ясного определения всех используемых в беседе терминов, особенно касающихся личного избавления от зла.
д) Рассказать о собственном рождении свыше, последовавшего из развития личных отношений с Иисусом Христом, и сделать это в точных терминах.
Всё это нужно сделать с предельной выдержанностью и любовью, т.к. главная цель – спасение душ, а не выигранный спор.
111. Психологические проблемы культа.
В контактах с различными культами необходимо учитывать и психологические особенности, рожденные лжеучениями во внутреннем мире своих приверженцев. Психологическое влияние любой веры (лжеверие, неверие) проявляется, прежде всего, в трёх областях (направлениях):
а) Основные и начальные взгляды человека на мир, в котором он живёт (в т.ч. разрешение вопросов типа: “представляет окружающий мир угрозу или в нём можно жить»).
б) Авторитет. Чей авторитет признаёт человек в делах, относящихся к существу его жизни?
в) Особенности образа жизни.
Фактически все культовые системы верований имеют общие для них особенности. Некоторые из них заслуживают внимания и характеризуются:
1. Ограниченностью.
Они не заинтересованы в разумной познавательной оценке фактов. Организация сама даёт истолкование, указывая, что главным авторитетом для неё является Библия или основатель культа. В результате этого в сознании приверженца культа существуют как бы отдельные участки, почти не связанные между собой, или, наоборот, неделимые, если занимающийся культом всецело принимает модель своей организации.
2. Изначальной неприязнью на человеческом уровне.
Человек, плененный культом, почти всегда, не принимая христианского слова, распространяет неприятие на человека, который излагает его. Это тесно связано с первым фактором узости кругозора (и представляет чрезвычайную трудность в общении с ним), а часто с насаждаемыми культами в сознании своих членов чувством того, что они преследуемы и ненавидимы со стороны людей,
не принадлежащих к их организации за их веру.
Эта проблема может оказаться неразрешенной, если однажды сторонник культа, психологически обработанный своей сектой, не столкнется с христианином, который сможет научить его выслушивать и принимать доводы независимо от богословских различий. Когда это удается, делается первый шаг к разрешению одной из основных проблем тех, кто практикует культ, враждебность к тем, кто не признает их толкование. Так в служении личного благовестия может зародиться взаимопонимание. Рассудительный христианин, имеющий искреннюю любовь к ближнему, всем своим видом говорящий об отсутствии предубеждений, может произвести разительное воздействие на механизм условностей любой культовой системы.
3. Организационным догматизмом и нетерпимостью к любой позиции, расходящейся с их собственной, что несомненно следует из факта, что нехристианские культовые системы желают отождествить себя с христианством на сверхъестественных основаниях.
Это совершенно отличное явление от того, когда подвергается сомнению авторитет догматики библейской истины, поскольку, говоря об организационном догматизме, имеется в виду стремление культов подпирать сверхъестественным свои заявления, направленные на управление рассудком их последователей.
В основном, история культа начинается с авторитарного заявления его основателей. Затем из этого заявления делают догматическую систему, которая требует абсолютной веры в сверхъестественную власть тех, кто получил первоначальное откровение, и чьи сочинения и заявления якобы должны содержать его.
Проблема нетерпимости тесно связана с авторитарностью, поскольку культы процветают на почве лжепротивления им, двусмысленности, крайностей.
4. Непоследовательностью.
В структуре культовых систем можно встретить мирно сосуществующие верования, которые, вне всякого сомнения, находятся в противоречии друг с другом.
В повседневной жизни встречается много случаев такого двойного мышления, например, могут утверждать веру в отдельного человека и, в то же время, полагать, что массы глупы.
«Свидетели Иеговы», например, могут вспомнить, как «Сторожевая башня» под руководством Рутерфорда утверждала, что Авраам, Исаак и Иаков вернутся на землю до конца двадцатых годов, и для них даже купили дом в Сан-Диего. Патриархи, естественно, в назначенное время не появились, но, тем не менее, «свидетели Иеговы» упорно цепляются за тот же принцип пророческого истолкования, который породил неоправдавшиеся ожидания предыдущих лидеров их организации.
Можно было привести другие примеры психологических искажений в системах веры культов, но, очевидно, что нам противостоят жертвы пропагандиста и агитатора всех времён, которого наш Господь назвал «князем мира сего», а апостол Павел – «богом века сего», который грубой силой своего неприятия правды Святого Откровения в лице Иисуса Христа психологически ослепил умы тех, кто не верит в Евангелие, «чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2Кор.4:4).
Разумеется, это не просто психологическая слепота, а слепота духовная, результат отдаления человека от Бога в бунтарстве человеческой природы и постоянных нарушениях святого закона. Этими факторами нельзя пренебрегать, т.к. в них непосредственно отражаются силы «злобы поднебесной», управляющие этим миром (Еф.6:10-12).