О СВЯТОСТИ И ОСВЯЩЕНИИ
Posted on 15. Dec, 2011 by bread in Богословие
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
Слово “СВЯТОСТЬ” означает духовную и нравственную чистоту, непорочность духа, души и тела, непричастность злу.
Святой – значит непорочный, непричастный злу (Евр. 7,26).
Святой, или свят, в абсолютном смысле, т.е. в наивысшем значении этого слова, только Триединый Бог. “…Кто, как Ты, величествен святостию…” (Исх. 15, 11). “Нет столь святого, как Господь…” (1 Цар. 2, 2). “…Ты един свят…” (Откр.15,4).
Святыми становятся также все те, которые отделяют и отдают себя в собственность Богу. Бог их делает святыми – т.е. чистыми, непорочными духом, душой и телом – и делает это Сам (1Фес. 5,23).
Этот процесс отделения и отдачи Богу, процесс приобретения свойств святости и называется освящением.
Слово “ОСВЯЩЕНИЕ” означает – отделение, отбор и отдача в собственность Божью. Вне Бога святости не существует. Будучи святым, Бог является врагом всякого зла. Для зла, для греха Он – “огнь поядающий” (Втор. 4, 24). “Страшно впасть в руки Бога живого!” (Евр. 10, 31). Когда Исайя увидел Господа и услышал слова: “…свят, свят, свят Господь Саваоф!” – он воскликнул: “Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами…” (Ис. 6, 3-5).
Не один Исайя должен вынести себе такой приговор, ибо Слово Божье говорит, что нечист всякий рожденный женой (Иова 15,14).
“…Нет праведного ни одного… до одного негодны: нет делающего добро, нет ни одного” (Рим. 3, 10-12). Однако Бог проявил к людям столь великое милосердие, что даровал чистоту, святость и спасение (1 Кор. 1, 30).
КАК СОВЕРШАЕТСЯ ОСВЯЩЕНИЕ
Как совершает Господь освящение и делает святым то, что было нечисто?
Из Слова Божьего мы видим, что в Ветхом Завете освящение начиналось с отделения. То, что Бог предызбрал к освящению, Он, прежде всего, отделял. Для освящения Израильский народ должен был, прежде всего, отделиться от народа Египетского в собственность Господу (Лев. 20, 24; Втор. 7, 6; Пс. 113,1-2).
Левиты должны были отделиться от народа Израильского в собственность Господу (Числ. 8, 14).
Сыны Аарона при освящении должны были отделиться от среды народа Израильского в собственность Господу для совершения священства (Исх. 28, 1).
Но отделение – это только первая часть освящения. Отделившись, они должны были омыться и очиститься от нечистоты и греха. Для этого они омывались водой, затем приносили чистую и непорочную жертву, возлагали руки на голову жертвы, отождествляясь с ней, т.е. соединяясь с жертвой воедино, в результате чего грех переходил на жертву, а святость, чистота и непорочность жертвы вменялась жертвоприносителю. После этого жертва, имеющая теперь грех (нечистоту жертвоприносителя), должна была подвергнуться огню за этот грех, т.е. ее должен был поглотить “огонь поядающий”; сердце же того, кто получил святость и чистоту, наполнялось сознанием полного мира с Богом, сознанием полной невиновности, чистоты и святости (Числ. 8:6, 7, 12).
В Новом Завете Господь упразднил всякое человеческое посредничество и жертвенных животных как средство для очищения, а всех верующих сделал священниками Себе (1 Пет. 2, 9). Поэтому нам, священникам Нового Завета, необходимо вникнуть как в прообразы, так и в последовательность ветхозаветного освящения, которое совершалось при посвящении священников. Оно начиналось с
отделения (Исх. 28,1), затем следовало очищение (Исх. 29:4,10-14) и затем –
помазание священным елеем (Исх. 40, 13-15).
Эта последовательность полна простоты и премудрости. Малейшее нарушение этого установленного Богом порядка – и освящение не могло быть достигнуто. Ибо никогда невозможно очистить того, кто не отделен от нечистой среды, и, тем более, нельзя помазывать елеем того, кто не очистился.
Весь этот порядок освящения имеет сейчас лишь прообразное и поучительное значение. В Новом Завете Христос не нарушил его, ибо этот порядок установлен Богом, но даровал нам более возвышенные истины об освящении. Христос заменил святость обрядовую, которая заключалась в основном во внешней чистоте, святостью бесконечно более возвышенной, внутренней, построенной на освящении и обновлении ума и сердца.
Для того чтобы совершалось это более благословенное освящение, Господь даровал и средства несравненно драгоценные. Сам Бог приблизился к людям для их освящения. Вместо крови жертвенных животных Бог отдал Сына Своего, Спасителя нашего Иисуса Христа, и Его драгоценную святую Кровь (Иоан. 1, 29; Евр. 9, 12). Вместо священного елея даровал нам, верующим, помазание Духом Святым (1 Иоан. 2, 20) и сделал тела наши храмами живущего в нас Духа Святого (1 Кор. 6,19). Порядок же освящения не изменен Богом.
Драгоценными истинами об отделении, очищении и исполнении Духом Святым проникнуто все учение Нового Завета.
Об отделении мы читаем: “…отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас” (2 Кор. 6,17); “…отвергнись себя…” (Мтф. 16, 24); “…кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником” (Лук. 14, 33); “в Нем научились… отложить прежний образ жизни” (Еф. 4, 21-22).
Отделением Бог хочет отстранить нас от всякого греха, от всего, к чему мы привязаны сердцем, и от самих себя, ибо только после этого возможно очищение. Что говорит Слово Божье об очищении?
После оставления греха, после отделения мы еще нечисты, грех на нас. Апостол Павел говорит: “…очистим себя от всякой скверны плоти и духа…” (2 Кор. 7, 1). Но когда мы отделились от греха, тогда уже возможно очищение: “Тогда при дате, и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю…” (Ис. 1,18).
“…Кровь Иисуса Христа… очищает нас от всякого греха” (1 Иоанна 1, 7).
И только после очищения возможно исполнение Духом Святым, ибо написано: “…Кто будет чист… тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело” (2 Тим. 2, 21).
Когда сердце наше чисто, тогда все более и более мы можем и должны исполняться Духом Святым (Еф. 5, 18).
Когда храм чист от идолов греха, Бог более и более вселяется в нас Духом Святым, как написано: “Вселюсь в них и буду ходить в них…” (2 Кор. 6, 16). Он, вселившись в нас и ходя в нас, делает и хождение наше святым.
Истины об освящении выражаются и многими другими местами Священного Писания, но суть их одна: освящающийся должен все более отстраняться от всякого греха, очищаться и непрестанно наполняться благодатью Божьей для святого хождения.
Слова “отложите”, “умертвите”, “совлечься” встречаются всюду, и они призывают к отделению и отстранению от всякого греха и к очищению.
Слова “совоскресли”, “исполняйтесь”, “облекитесь” призывают к наполнению Духом Святым, наполнению Божьей благодатью (Еф. 4, 22-24).
ЦЕЛЬ ОСВЯЩЕНИЯ
Освящением Бог преследует вполне определенные практические цели:
во-первых, Он хочет освободить народ Свой от закона греховного (Рим. 8, 2) и повести его по пути всевозрастающей святости, “святый да освящается еще” (Откр. 22, 11), содержа в постоянной готовности к восхищению;
во-вторых, взять народ Свой действительно Себе в полную собственность для употребления на дела святые для славы Своей. “Ибо часть Господа народ Его…” (Втор. 32, 9). “…Вы не свои” (1 Кор. 6, 19). “…Будете Моим уделом… «(Исх.19,5).
В день нашего обращения к Господу мы только переступили порог дома Божьего, сделали, хотя и самый важный, но лишь первый шаг на предлежащем пути святого хождения пред Богом. Если чадо Божье, сделав этот шаг, успокаивается на этом и не идет путем дальнейшего освящения, оно неизбежно грешит и идет к погибели.
Израиль вышел из Египта, крестившись в море (1 Кор. 10, 2). Но, уйдя от египтян, он не ушел от своих пороков, ибо от себя уйти невозможно. Это привело к тому, что, хотя Египет ничем уже не угрожал, проявившиеся на пути в Ханаан пороки и грехи погубили многих (1 Кор. 10 гл.).
Так и мы, вышедши из мира в день нашего обращения и крестившись во Христа Иисуса, не ушли от своих природных характеров, от грехов, которые кажутся нам незначительными. Если и мы не будем все больше и больше освобождаться от всех грехов и пороков и не будем одерживать над ними победу, то они обязательно одержат победу над нами и приведут нас к гибели. Господь избрал нас не для того, чтобы мы только назывались святыми, но чтобы мы были святы (Еф. 1, 4).
Нельзя назвать святым того, кто в день обращения оставил грубые, бросающиеся в глаза грехи, такие как: пьянство, сквернословие, курение и прочие, и сохранил скупость, зависть, ненависть… Это не святость, если ты не прелюбодействуешь, но смотришь на женщину с вожделением, или не убиваешь, но ненавидишь (Мтф. 5, 28; 1 Иоан. 3, 15). Это не святость, а грех, снаружи переселившийся внутрь и там притаившийся. Это опасная внутренняя болезнь, которая при всяком удобном случае будет прорываться наружу. Это скрытая нечистота, которая в свое время превратится в явный греховный поступок.
Вместо очищения и освящения такие люди прибавляют еще один грех – лицемерное благочестие (когда имеют только вид благочестия, а внутри исполнены греха). Мы должны знать, что лицемерные “праведники” Царства Небесного не наследуют (Мтф. 5, 20). Все лицемеры окажутся там, где будет “плач и скрежет зубов” (Мтф. 24, 51).
Господь, даровавший нам все потребное для истинного благочестия (2 Петр. 1, 3), повелел освящаться не для того, чтобы мы подлакировали себя снаружи, а внутри дали простор всему нечистому; Он дал обилие даров благодати в Сыне Своем не для того, чтобы покрывать и замазывать грех, не искореняя его, но для того, чтобы, преображая изнутри, создавать человека внутренней нетленной красоты; человека, который, постоянно взирая на славу Господню, преображается в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2 Кор. 3, 18) и постепенно приобретает “чувствования, какие и во Христе Иисусе” (Фил. 2, 5). И тогда исходящая из сердца скупость – станет заменяться всевозрастающей щедростью, гордость – смирением, ненависть – любовью; тогда ходивший прежде собственными путями – с радостью отдастся в полное распоряжение Всемогущего, предоставив себя в “жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения” (Рим. 12, 1).
ЧТО УГОТОВАНО БОГОМ ДЛЯ НАШЕГО ОСВЯЩЕНИЯ
Для нашего освящения Богом дарованы:
1. Слово Божье (Иоан. 17, 17).
2. Господь Иисус Христос (Иоан. 17, 19; 1 Кор. 1,30).
3. Дух Святой (1 Петр. 1,2).
Слово Божье
Для того чтобы освящаться и ходить перед Богом свято, прежде всего необходимо иметь ясное представление о святости. Надо знать, что свято и что не свято. А этому научить нас может только Тот, Кто Сам свят в наивысшем смысле.
Слово Святого Бога и есть то непревзойденное учение, которое дает единственно верное и вполне достаточное представление о святости. Слово Истины с абсолютной точностью и ясностью открывает, что мы из себя представляем, и говорит, каковы мы должны быть через послушание Слову Истины.
Заповедь Господа “свята, и праведна, и добра” (Рим. 7,12), и для того чтобы быть святым, праведным и добрым, необходимо жить по этим заповедям Господним, по Его Святому Слову.
Господь сказал: “Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано…” (И. Нав. 1,8). “Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно…” (1 Тим. 4,16). Постоянное стремление к пребыванию в Слове Истины и ко все более безукоризненному исполнению Слова Божьего в жизни и служении – это и есть путь освящения.
Ни один христианин и ни одна церковь не могут быть святыми, если проводят свою жизнь и служение не по Слову Божьему.
Однако получить из Слова Божьего познание о святости – это еще не освящение. Одно дело знать, и совсем другое – исполнить то, что мы знаем.
Необходимо помнить, что повеление об освящении дано Господом с учетом тех конкретных условий, в которых живет народ Божий. Эти условия чрезвычайно трудны и делают выполнение повелений Господних совершенно невозможным без Его личной помощи. Откуда приходят эти трудности для народа Божьего?
“Я передал им слово Твое, и мир возненавидел их…” (Иоан. 17, 14). Истинные дети Божьи во все века живут в условиях меньшинства. Большинство же людей идет против истины (Мтф. 13, 14).
Путь, которым идет народ Божий, узок и тернист. Христос сказал: “…Меня гнали, будут гнать и вас…” (Иоан. 15,20). “Предаст же брат брата… и будете ненавидимы всеми за имя Мое…” (Мтф. 10, 21-22). “…Будут предавать в судилища, и бить в синагогах, и пред правителями и царями поставят вас за Меня…” (Марк. 13, 9).
Один из подвизавшихся на этом пути святости и служения сказал: “Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне” (1 Кор. 4,11-13).
Вот те условия, в которых необходимо не только не пасть ниже, но более и более освящаться. Эти тяжелые обстоятельства не будут окружать только тех, кто опустится до уровня мира, кто сдружится с ним. А все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, желающие идти путем освящения должны быть к ним готовы (2 Тим. 3, 12).
В таких условиях, когда, помимо суровых внешних обстоятельств, постоянно заявляют о себе и внутренние искушения, – для освящения необходимы силы, которые были бы неизмеримо больше тех сил, которые осаждают нас; ибо именно в этих трудных условиях нужно иметь “усердную любовь друг ко другу”, “носить бремена друг друга”, “с нежностью в почтительности друг друга предупреждать”. В этих условиях надо приносить святые плоды и быть благоуханием Христовым на всяком месте. Для этого необходимы силы Того, Кто сильнее мира, Кто победил мир (Иоан. 16, 33). “Ибо Царство
Божие не в слове, а в силе” (1 Кор. 4, 20), и без силы свыше ни о каком освящении не может быть и речи.
Всякие попытки жить свято без силы свыше – безрезультатны и приводят только к постыжению тех, кто их предпринимает. Нет ничего мучительнее, чем иметь познание о святости, знать, как должен поступать, и не иметь сил исполнить то, что знаешь. А это случается со всеми, кто пытается исполнить Слово Божье без Божьей силы. Жизнь для них становится тяжким испытанием, совесть их постоянно судит; они терзаются сердцем, ибо доброе, чего хотят и к чему прилагают все усилия, – делать не могут, а злое, чего не хотят, – делают. В отчаянии они вопиют: “Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?” (Рим. 7:19, 24).
Печально, что многие только после этих стонов и многолетних бесплодных усилий приходят к выводу, что “сила у Бога” (Пс. 61, 12) и что без силы Его исполнение Слова Его невозможно.
Господь Иисус Христос
По Своей великой любви Бог не только оставил нам Свое святое Слово, но и даровал Свою силу, чтобы это Слово исполнить. Для этого Он послал в мир Единородного Сына – Спасителя нашего Иисуса Христа.
Во Христе мы имеем не только силу свыше, но и всю премудрость, всякое познание, все небесные сокровища. Все необходимое для нашего освящения полностью находится только во Христе Иисусе Господе нашем. Поэтому Апостол Павел говорит, что Христос “сделался для нас премудростью от Бога, праведностью, и освящением, и искуплением” (1 Кор. 1, 30). “Я и Отец – одно”, – говорит Христос (Иоан. 10, 30). “…Все предано Мне Отцом Моим…” (Лук. 10, 22). “…Дана Мне всякая власть на небе и на земле” (Мтф. 28, 18). Без Христа освящение невозможно. Он сказал: “…без Меня не можете делать ничего” (Иоан 15, 5). Не без Его разрешения, а без Его личного участия.
Для того и пришел Христос, чтобы освятить нас (Иоан. 17, 19). Без Христа человек не имеет никакого доступа к небесным сокровищам, ибо нечист всякий рожденный женой. “…Если не умою тебя, не имеешь части со Мною” (Иоан. 13,8). Поэтому первый дар благодати Христовой – это Его драгоценная Святая Кровь, которой Он очищает нас и освящает. Только после этого все небесное становится нашим во Христе Иисусе.
“Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал…” (Евр. 13, 12), “…дал Себя за нас…” (Тит. 2, 14). “…Освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа” (Евр. 10, 10).
После обращения и усыновления нашего Христос вселяется в нас и совершает Свою благословенную работу в деле дальнейшего освящения, чтобы мы более и более соделывались “причастниками Божеского естества” посредством сокрытых в Нем обетовании (2 Петр. 1,4).
“Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими…” (1 Иоан. 3, 1), не называться только, а быть.
Если случается нам упасть или стать нечистыми (вследствие чего мы теряем общение с Господом), то, приходя к Нему с покаянием, мы вновь обретаем все Его сокровища, ибо Кровь Святая очищает нас от всякого греха (1 Иоан. 1, 7). Во Христе обитает вся полнота Божества, и мы имеем полноту в Нем (Кол. 2, 9-10). Для того чтобы исполняться этой полнотой Божьей, необходимо иметь тесное общение со Христом. Не с частью Его обетовании и силы, а с Ним Самим. Ибо только в Нем даровано нам все потребное для жизни и благочестия. Вселившись в сердца наши, Он Сам будет производить “и хотение и действие по Своему благоволению” (Фил. 2, 13). Он будет изменять все наше существо, Сам изобразится в нас и все больше и больше будет освящать, руководя нашей жизнью. И тогда ветхая природа будет более ветшать и отмирать, а жизнь Иисусова открываться во всей силе, святости и красоте; тогда мы сможем, как Апостол Павел, сказать: “…уже не я живу, но живет во мне Христос” (Гал. 2, 20). “А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности” (Рим. 8, 10).
Свят и прекрасен христианин, когда в его сердце Христос, ибо Он “прекраснее сынов человеческих” (Пс. 44, 3).
Дух Святой
Мы уже знаем, что все уготованное для нас Богом – находится во Христе. Христос пришел для того, чтобы мы имели жизнь и имели с избытком (Иоан. 10, 10).
Как же обрести нам Христа, все Его богатства и всю полноту Божью? Все, что мы имеем во Христе, становится действительно нашим не иначе, как через действие Духа Святого. Именно Дух Святой, наполняя наши сердца, делает Христа нашим достоянием, и это – единственный путь обретения Христа. Христос сказал: “…иду к Пославшему Меня…” (Иоан. 16, 5), “Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел…” (Иоан 16, 7), “…Я пошлю вам от Отца Духа истины…” (Иоан. 15, 26), “…Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему…” (Иоан 14, 26), “…не от Себя говорить будет…” (Иоан. 16, 13), “Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам” (Иоан. 16,14).
Итак, мы видим, что Христос вселяется в наши сердца Духом Святым. Исполняться Духом Святым – значит все более и более обретать Христа со всеми Его сокровищами. Мы читаем: “Или вы не знаете… что Иисус Христос в вас?” (2 Кор. 13, 5), а в другом месте: “Разве не знаете, что… Дух Божий живет в вас?” (1 Кор. 3, 16). Живущий в нас Дух Святой оказывает доброе действие на все наше естество.
Из Слова Божьего мы знаем, что все зло исходит “из-внутрь, из сердца человеческого” (Марк. 7, 21), и это зло оскверняет человека, делает его нечистым. И если даже под строгим запретом закона задержать все это зло и не дать ему проявиться в поступках, – от этого человек в существе своем все равно чище не будет. Поэтому нам нужно очищение и освящение, совершаемое внутри человека. Для этого Бог послал в сердца наши Духа Святого. И чтобы освящение поистине совершалось в нас, нужно общение Духа Святого с духом нашим. Дух Святой – это помазание от Святого; оно учит нас всему и “оно истинно и неложно” (1 Иоан. 2, 27). Чем больше мы, выполняя повеление Божье, исполняемся Духом Святым (Еф. 5, 18), тем обильнее обретаем познания и силы для святой жизни, тем больше в нас изображается Христос и тем меньше места нашему “я”, проявлению нашего характера. Ибо куда вступает Господь, там все становится святым, все освящается Его присутствием.
От Духа Святого мы имеем “ум Христов” (1 Кор. 2, 16). Действием Духа Святого в нас мы должны обретать “те же чувствования, какие и во Христе Иисусе” (Фил. 2, 5). Духом Святым “Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению” (Фил. 2,13).
Таким образом, в освящении Дух Святой, воздействуя на наш дух, производит плод: “любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание” (Гал. 5, 22-23).
Основная цель Духа Святого – обновлять нас по образу истинного Человека – Иисуса Христа, постоянно преображая нас “в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа” (2 Кор. 3, 18), доколе не изобразится в нас Христос.
Итак, в Слове Божьем мы имеем все указания от Господа относительно того, какой должна быть святость, что и как нужно совершать в освящении нашем, какими средствами и силами.
Во Христе Иисусе мы имеем освящение Кровью Его и через это – Его силу и все небесные сокровища, необходимые для дальнейшего освящения и святого хождения.
В Духе Святом Христос Иисус и все сокрытые в Нем сокровища действительно становятся нашим достоянием через исполнение Духом Христовым, Который, по мере нашего исполнения Им, преображает нас в образ Христов, ибо “Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего” (Гал. 4, 6).
Поэтому да даст вам Бог “по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши” (Еф. 3:16, 17).
ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ БЛАГОСЛОВЕННЫМИ ДАРАМИ ДЛЯ НАШЕГО ОСВЯЩЕНИЯ
Заботясь об освящении, некоторые могут думать о том, как получить дары Господни, но не о том, чего хочет Господь от них самих или как им угодить Господу. Они могут иметь оскорбляющие Господа желания: владеть Словом Господним, владеть Иисусом Христом, владеть Духом Святым. Но это – кощунство, это оскорбляет Духа Святого. Симон-волхв хотел получить власть владеть Духом Святым для служения себе, а не Богу, и это было ему в погибель. Богу угоден не тот, кто собирается владеть Словом, а кто отдает себя во власть Слова для повиновения Ему. “Вот, на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим” (Ис. 66, 2).
Богу угоден тот, кто, как Апостол Павел, от всего отказался и все почитает за сор, чтобы приобресть Христа
(Фил. 3, 8). Но не для власти над Христом, а для полной отдачи в Его власть. “Что повелишь мне делать?” (Деян. 9, 6). Вот вопрос, который был самым насущным для Апостола Павла и угодным Господу.
Дух Святой дается лишь тем, которые отдают себя во власть Его, ибо Господь дает Духа Святого “повинующимся Ему” (Деян. 5,32).
Слово Господне, Господь Иисус Христос, Дух Святой – это и есть Сам Живой Бог. И Он хочет видеть наше повиновение Ему, нашу отдачу.
Отдаться во власть Слова Божьего – это значит, исследуя Слово, стараться безукоризненно выполнять все, что оно повелевает. Отдаться во власть Христа – значит взять на себя Его иго и не преклоняться под чужое ярмо, но познавать Его и неуклонно следовать по стопам Его.
Отдаться во власть Духа Святого – значит, не угашая и не оскорбляя Его своими поступками, исполняться Им и чутко прислушиваться к Его святому голосу, выполняя все, что Он подсказывает нашей совести.
Для того чтобы отдаться во власть Божью, необходимо прежде всего отказаться от своей власти над собой и в самых тяжелых обстоятельствах жизни, повинуясь Отцу Небесному, в покорности произнести: “Не моя воля, но Твоя да будет” (Лук. 22, 42).
Для этого необходимо представить себя в жертву живую, святую… (Рим. 12, 1). Жертва Богу – дух сокрушенный, сердце сокрушенное (Пс. 50, 19). Никакого подновленного ветхого человека!
Сокрушить – значит искрошить (от слова “кроха”). Крушить – значит низвергнуть и разбить свое “я”, не допускать ничего своего, никакой своей воли, полностью смириться и молитвенно прислушиваться к голосу Божьему, делая только то, что хочет Господь. Смириться не под чужое ярмо, а под крепкую руку Божью. Смиренным Бог дает благодать, на смиренных призрит, смиренных возносит (Ис. 66, 2; Иак. 4:6,10).
Первые шаги самоотдачи принесут нам обильные благословения: Дух Господень станет наполнять нас все более и более, освящая и употребляя на дела святые.
Освящение и есть, прежде всего, отдача. Отдаться полностью – вот основа успеха освящения. Немало знающих и проповедующих теорию освящения остаются неосвященными.