ВЕРА!
Posted on 15. Dec, 2011 by bread in Богословие
Кто может полностью измерить или выразить тот потенциал, который заложен в этом коротком и простом слове – ВЕРА?
Чтобы лучше представить себе потенциал веры, давайте сравним два высказывания Иисуса:
«Богу же всё возможно» (Мат. 19:26).
«Все возможно верующему» (Map. 9:23).
В обоих высказываниях мы находим слова «все возможно». В первом отрывке они относятся к Богу; во втором – к тому, кто верит. Наверное, не так уж трудно согласиться с тем, что для Бога нет ничего невозможного. Но как согласиться с тем, что для верующего нет ничего невозможного? Тем не менее, именно об этом говорит Иисус.
Что это означает практически? Это означает, что через веру возможное Богу становится возможным и для верующего. Вера является тем каналом, который открывает для нас доступ к Божьим возможностям. Через веру вес, что возможно Богу, становится равно возможным для нас. Поэтому неудивительно, что от начала до конца Библии постоянно подчеркивается чрезвычайная важность веры.
Определение веры
Одиннадцатая глава послания к Евреям посвящена исключительно теме веры. В первом стихе дается определение веры как Библейского термина:
Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
Этот стих констатирует два главных факта о вере. Во-первых, «вера есть осуществление ожидаемого». Учтем, что слово «осуществление» можно заменить однокоренным еловом «сущность», которое точнее выражает смысл греческого оригинала – слова «хюпостисис». Буквально это слово означает «то, что находится под чем-то» или «является основанием чего-то».
Это же самое слово «хюпостисис» употребляется в Евреям 1:3, где мы читаем, что Иисус является «образом ипостаси» Бога. Смысл заключается в том, что Бог Отец является той вечной, невидимой, основополагающей реальностью, видимым выражением которой является Иисус Христос, Сын. Применяя это в Евреям 11:1 мы можем сказать, что вера является «основополагающей реальностью» ожидаемого. Вера реальна, она существенна.
Во-вторых, вера – это «уверенность в невидимом». Итак, она связана с тем, что мы не видим.
Двумя стихами ниже (Евр. 11:3) автор снова подчеркивает связь с невидимым:
Верою познаем, что веки устроены Словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.
Наши органы чувств связывают нас с видимым миром. Но вера переносит нас за пределы видимого, в невидимое – в ту основополагающую реальность, из которой образована вся вселенная, то есть, в Слово Божье.
Итак, вера связана с двумя вечными невидимыми реалиями: Самим Богом и Его Словом. Предметом Библейской веры являются только эти две реалии. В мирской жизни мы употребляем слово «вера» в самых различных контекстах. Мы верим газете, лекарству или политическому деятелю. Но в Библии под верой подразумевается нечто иное. Библия подчеркивает уникальную связь веры с тем, что нельзя узреть плотскими очами: во-первых, с Богом, а во-вторых, со Словом Божьим.
Верою, а не видением
Во втором послании к Коринфянам 5:7 Павел подчеркивает контраст веры и видения: «…ибо мы ходим верою, а не видением». Если в своем хождении мы руководствуемся тем, что видят наши плотские очи, мы не нуждаемся в вере. Если же мы ходим верою, то мы не будем руководствоваться тем, что видят наши глаза. Одно исключает другое.
Это противоречит нашему природному интеллекту. Мир говорит: «Чтобы поверить, нужно увидеть». Но Библия меняет порядок: мы сначала верим, потом видим. Этот принцип настолько важен, что мы обратимся к некоторым отрывкам из Писания, которые иллюстрируют его. В псалме 26:13 Давид говорит: «Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых». Что у него на первом месте: вера или видение? Вера. То, что истинно для Давида, истинно для всех нас. Если мы не уверуем, что увидим благость Господа, то впадем в отчаяние. От отчаяния нас спасет не то, что мы видим, а то, во что мы верим.
То же самое говорится о Моисее к Евреям 11:27: «Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского; ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд». Обстоятельства, сложившиеся вокруг Моисея в тот момент, никак не ободряли его. Но, невзирая на все, что было против него, он «был тверд», потому что был способен «видеть невидимое». Как это ему удавалось? Он стоял в вере. Вера дает нам способность «видеть невидимое» и, таким образом, быть твердыми, когда в видимом мире нет ни надежды, ни ободрения.
Обратимся к описанию воскресения из мертвых Лазаря, от Иоанна 11:39-40:
(39) Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.
(40) Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
Здесь Иисус требует от Марфы то, что Он требует от всякого, кто желает увидеть Славу Божью. Мы должны «верить, что увидим». Наша вера не основывается на том, что видят наши глаза. Мы верим; затем, в результате веры, мы видим. Вера предшествует видению.
Здесь заключается основной конфликт между ветхой и новой природой. Ветхая природа желает видеть, так как она живет органами чувств. Бог освобождает нас от этой ветхой природы и этого старого образа жизни и дает новую природу и новый образ жизни, лозунгом которой является: «Меня устраивает то, чего я не вижу. Я хожу верой, а не видением».
Во втором послании к Коринфянам 4:17-18 описывается контраст видимого и невидимого:
(17) Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу.
(18) Когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.
Здесь Павел допускает сознательный парадокс, он говорит: «…когда мы смотрим не на видимое». Как мы это делаем? Только верою!
Слово «когда» является очень важным: «когда мы смотрим не на видимое». Здесь подчеркивается тот же урок, который усвоил Моисей, будучи испытан. Согласно Божественного провидения, страдание является полезным для верующего. Оно формирует и укрепляет наш характер и подготавливает нас для предстоящей славы. Но оно идет нам на пользу только тогда, когда мы смотрим на невидимое. Если мы теряем из виду вечность и начинаем суетиться в мире времени и чувств, мы уже не способны получать тс благословения, ради которых нам посылается это испытание.
Итак, мы между двумя мирами, временным и вечным. Временное – это то, что мы видим, с чем соприкасаемся через органы чувств. Но Бог желает, чтобы мы чувствовали себя как дома в вечности. А это возможно только благодаря одному средству: вере. Вера связывает нас с невидимой реальностью Бога и Его Слова.
Заключение
Вера поднимает нас выше уровня наших собственных способностей и открывает нам дверь Божьих способностей.
Вера соотносит нас с двумя невидимыми реалиями: Богом и Его Словом. По мере того, как мы поддерживаем отношения с Богом через веру, мы способны устоять
и преодолеть испытания и трудности повседневной жизни, через которые проявляется Божья благость и слава.
Между верой и видением существуют постоянные трения. Наша ветхая природа блаженствует в мире чувств и хочет «увидеть». Как Христиане, мы должны развивать новую природу, которая доверяет Богу и Его Слову, не требуя иных доказательств.
Вера и надежда
И первой главе мы уже убедились, что очи веры и плотские очи видят по-разному. В этой главе мы проанализируем отличие веры от надежды. Здесь сокрыта одна из важнейших причин недоразумений Христиан на сегодняшний день. Многие Христиане разочарованы и подавлены в своей молитвенной жизни, потому что не получают того, что, по их мнению, они должны получать. Очень часто это происходит потому, что они молятся, надеясь, а не веруя. Обетования Божьи по вере неприменимы к надежде.
Какова же разница? Как нам различать веру с надеждой?
Вера – в сердце
Первое главное отличие состоит в том, что вера – в сердце, а надежда – в уме. К Римлянам 10:10 Павел говорит: «…сердцем веруют к праведности». Истинная Библейская вера зарождается в сердце. Результатом веры является праведность. Предлог «к» говорит о движении или некоем переходе. Вера никогда не бывает застывшей. Она всегда выражается в движении, изменениях, деятельности. Истинно верующий человек изменится в результате того, во что он верует.
С другой стороны, человек, воспринимающий истину своим интеллектом, изменений не претерпит. Умственное восприятие истины не является верой. Для возникновения веры истина должна через сознание проникнуть в тот внутренний центр и источник жизни, который называется сердцем. Восприятие истины умом стерильно и непродуктивно, но, попав чрез веру в сердце, истина всегда производит динамические и коренные изменения.
В Притчах 4:23 Соломон предупреждает нас: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни». Все, что в конечном итоге имеет решающее значение для нашей жизни, зарождается в нашем сердце. Истинная Библейская вера берет свое начало в сердце и определяет наш образ жизни. Это не интеллектуальная концепция, но реальная, активная сила, действующая в сердце.
Однако Бог позаботился и о нашем уме. Действующая в сердце вера порождает надежду. Это следует из определения веры к Евреям 11:1, которое мы уже проанализировали: «Вера же есть осуществление ожидаемого…» Здесь нужно уточнить перевод. Слово, переведенное как «ожидаемое», в греческом оригинале представлено словом «эльпизо», означающим «ожидать с удовольствием, надеяться». То есть, более точным был бы перевод: «Вера же есть сущность – основание – надежды». Сердечная вера является основополагающей реальностью. Она является существенным Библейским базисом для умственной надежды.
В 1-ом послании к Фессалоникийцам 5:8 Павел упоминает различные сферы нашей личности, находящиеся под воздействием веры и надежды соответственно: «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения». Вера и любовь являются броней, а броня защищает сердце. Надежда же является шлемом и защищает голову, или ум.
Отличая веру от надежды, мы вовсе не уничижаем надежду. Надежда, в ее Библейском смысле, является ожиданием добра – устойчивым, постоянным оптимизмом. Она защищает наш ум. Все Христиане должны носить этот шлем 24 часа в сутки. Если мы отложим шлем в сторону и начнем жить отрицательными мыслями и мрачными предчувствиями, мы подвергнем свой ум опасности сатанинских атак.
Христианский оптимизм подобного рода не является чем-то причудливым или нереальным. Такая надежда вовсе не является принятием желаемого за действительное. Она основывается исключительно на утверждениях и обетованиях Писания. Например, к Римлянам 8:28 мы читаем: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу». Если Бог все обращает для нашего блага, то что же нам иметь, как не оптимизм?
Однако, применяя этот стих к своей жизни, мы должны сперва проверить, выполняем ли мы те условия, которые в нем подразумеваются. Действительно ли мы любим Бога? Прилагаем ли мы усилия, чтобы выполнить Его волю для нашей жизни? Если да, то Бог обращает всё – все события, все ситуации – к нашему благу. Поэтому мы занимаем единственно возможную позицию ума – оптимистическую. В свете этого, если Христианин – пессимист, то он отрицает свою веру.
Этот пример подтверждает то, что уже было сказано: только вера является устойчивым основанием для надежды. Сначала мы должны истинно уверовать в то, что сказано нам в Римлянах 8:28 – что для нас все содействует ко благу. Если мы верим этому, то у нас остается только один выбор – надежда. Если мы не верим этому, то у нашей надежды нет устойчивого основания.
Из вышесказанного следует, что существуют два вида надежды, внешне схожие, но различающиеся в одном существенном аспекте. Первый тип надежды основывается на истинной сердечной вере и потому является веским. Ожидание такой надежды, в свое время, осуществится. Второй тип надежды является исключительно умственным, не имея под собой основания настоящей сердечной веры, и потому бесполезен с Библейской точки зрения. Наиболее вероятно, что такая надежда обречена на разочарование. До тех пор, пока мы не научимся различать эти два типа надежды, мы подвергаем себя опасности надеяться на то, что не исполнится.
Вера действует в настоящий момент времени
Продолжая рассматривать отличие веры от надежды, отметим, что вера действует сейчас, а надежда связана с будущим. Вера является осуществлением, чем-то, осуществляющимся уже сейчас: надежда является ожиданием, чем-то, непременно направленным в будущее.
Я не могу точно сказать, сколько людей за годы моего служения обращались ко мне с такими словами: «У меня большая вера; помолитесь за меня». Помню, как один мужчина сказал: «У меня столько веры, что се хватит на весь мир». Мне пришла в голову забавная мысль, что это довольно-таки несправедливо, потому что остальным людям может не достаться ничего. Но, шутки в сторону, всякий раз, когда кто-то говорит: «У меня большая вера», я падаю духом, потому что знаю на основании своего опыта, что они не получат того, на что претендуют. Такие люди могут быть очень искренними, но на их желания не будет ответа, потому что они спутали веру с надеждой.
Это может случиться очень просто, потому что, как мы уже заметили, надежда – в уме, а вера – в сердце. Обычно мы хорошо знаем, что у нас на уме, но гораздо труднее знать, что у нас в сердце. Мы можем очень сильно ожидать чего-то своим умом и ошибочно называть это верой, но на самом деле это надежда. Не основываясь на вере, мы не получаем ожидаемое.
И вере есть некий непредсказуемый элемент, который отражает непредсказуемость человеческого сердца. Иногда я «чувствовал», что имею крепкую веру, но ничего не случалось. В другой раз я «не чувствовал» никакой веры и, тем не менее, был приятно удивлен тем, что сделал Бог. Тот тип веры, который я могу «прочувствовать», является обычно умственной верой – подделкой под истинную сердечную веру. С другой стороны, временами из моего сердца исходит истинная, продуктивная вера, о существовании которой я и не подозревал – с такими результатами, которые поражали меня!
Многие люди, которые говорят: «Я верю, что Бог исцелит меня», на самом деле подразумевают: «Я надеюсь, что Он исцелит меня когда-нибудь, в будущем». Это не вера, потому что вера не для завтра, она на нужды сегодняшнего дня. Если наше ожидание направлено в будущее, то мы заменяем веру надеждой.
Когда я был студентом Кембриджского университета, меня послали в Афины для изучения греческой античности. Вскоре я потерял всякий интерес к древнегреческим статуям и памятникам и начал интересоваться повседневной жизнью греков. Я путешествовал вместе с товарищем по университету. Каждое утро, когда мы покидали гостиницу, нас поджидала группа мальчиков-
чистильщиков обуви, которые страстно желали отполировать наши туфли. Если вы никогда не были в странах Средиземноморья, то вы не имеете представления о настойчивости этих юных чистильщиков. Они не понимают слово «нет». Первые дни, выходя из гостиницы, мы пытались творить: «Нет!», откидывая голову назад и стараясь придать пренебрежительное выражение своему лицу. Это греческая манера сказать: «Нет!» Но это было бесполезно: они все равно умудрялись отполировать нашу обувь.
Примерно на четвертый день мой друг изменил тактику. Когда мы вышли из гостиницы, и мальчики приблизились к нам, он посмотрел им прямо в глаза и сказал: «Завтра!» Чистильщики заколебались, и мы смогли пройти мимо них.
Годы спустя, после того, как я стал Христианином, я вспомнил этот эпизод. Это так похоже на то, как дьявол иногда обманывает Христиан. Когда мы ищем исцеления для самих себя или молимся о спасении наших близких, то дьявол никогда не скажет: «Ты не исцелишься» или «Твой близкий не спасется». Если бы он говорил именно так, мы бы никогда его не слушали. Но вот что он говорит: «Ты получишь то, что желаешь, но не сегодня, не сейчас, а завтра!» И, таким образом, мы никогда не достигаем момента положительного предчувствия того, что ищем. Мы соглашаемся с дьявольским «завтра», тогда как никогда не согласились бы с его «нет!». Мы надеемся, но не верим.
Но Бог не откладывает нас до завтра. Он говорит: «Вот теперь ВРЕМЯ БЛАГОПРИЯТНОЕ, вот теперь ДЕНЬ СПАСЕНИЯ» (2 Кор. 6:2). Бог живет в вечном теперь, сейчас. Его откровение для веры никогда не бывает «Я был» или «Я буду», но всегда «Я есть». Когда вера соприкасается с Богом, она всегда в настоящем времени.
Применение этого принципа к нашим прошениям к Богу произведет революцию в этом аспекте нашей молитвенной жизни. От Марка 11:24 Иисус обращается к нам: «Потому говорю нам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам». Слова Иисуса гарантируют нам, что если мы сейчас просим в молитве с верой на получение, то в предусмотренное Богом время мы фактически увидим проявление этого прошения. Верой мы как бы уже имеем сейчас, но проявление того, что мы уже имеем, относится к будущему. Но без веры в настоящий момент не может быть уверенности в будущем проявлении.
К Евреям 4:3 автор говорит об уверовании даже в прошедшем времени: «А входим в покой мы уверовавшие…» Уверование здесь рассматривается как нечто уже совершившееся, не требующее повторения. Уверовав таким образом, мы «входим в покой». Нам не нужно больше бороться, суетиться. Мы знаем, что то, что мы приняли верою, в свое время проявится. Мы должны принять, а уж проявить – это дело Божье.
Заключение
Вера и надежда тесно взаимосвязаны, но, тем не менее, они существенно различаются в двух важных аспектах. Во-первых, вера зарождается в сердце, а надежда обитает в уме. Во-вторых, вера действует сейчас – это сущее – то, что уже существует; а надежда направлена в будущее, это ожидание того, что будет.
Та надежда, которая основана на истинной сердечной мере, не будет постыжена. Но без такого основания веры мы не можем быть уверены, что наша надежда осуществится.
Надежда – это предусмотренная Богом защита для нашего ума. Но она не даст нам тех результатов, которые Бог обещает для веры. Чтобы получить от Бога просимое, мы должны принять это верою в самый момент прошения. Поступая таким образом, мы освобождаемся от дальнейшей борьбы и озабоченности и получаем внутренний мир.