Отцы и дети
Posted on 11. Jan, 2013 by bread in Жизнь христиан
Отец мой! …Узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не согрешил против тебя; а ты ищешь души моей, чтобы отнять ее. – 1-я Царств 24:12
Мы рассмотрели, как братья Иосифа старались погубить его. Мы увидели, какую боль он перенес из-за их предательства. Возможно, вы находитесь в ситуации ещё более ранящей, чем предательство брата. Одно дело пережить отвержение и злобу брата, но совсем другое – пережить отвержение и злобу отца. Когда я говорю об отцах, я не имею в виду только биологических отцов, но и служителей, которых Бог ставит над нами. Это те люди, которые должны любить нас, назидать, питать и заботиться о нас.
Для того, чтобы исследовать пример, в котором отец стал предателем, рассмотрим взаимоотношения между царем Саулом и Давидом (1-я Царств 16-31). Их жизни переплелись еще до их встречи, когда Самуил, пророк Божий, помазал Давида на царство над Израилем.
Саул был мучим злым духом из-за того, что не послушался Бога.
Слуги Саула стали искать молодого человека, который мог играть для него, и нашли Давида, сына Иесеева. Царь Саул послал за Давидом, чтобы служить ему.
Однажды отец попросил Давида отвезти продовольствие старшим братьям, находившимся на поле сражения с филистимлянами. Прибыв на место, Давид увидел Филистимского единоборца Голиафа, поносившего Божье воинство в течение сорока дней.
Давид пришел к царю и попросил у него разрешения выйти на бой с Голиафом. Он убил Голиафа обрел благоволение Саула, Ионафана старшего сына Саула, заключил с Давидом завет вечной дружбы. Всё, что Саул поручал Давиду, ему удавалось, ибо рука Божья была на нем. Царь приказал, чтобы он ел за одним столом вместе с его собственными сыновьями.
Он ел за царским столом, женился на дочери царя, дружил с Ионафаном и был успешен во всех своих военных кампаниях. Он снискал благоволение и любовь израильского народа. Он мог видеть, как исполняется пророчество Самуила. Саул предпочитал Давида всем остальным слугам. Он стал как бы отцом для него.
Давид радовался Божьей верности и благости. Но вдруг все изменилось.
Когда Саул и Давид вместе возвращались с битвы, женщины со всех городов Израиля вышли перед ними, стали плясать и петь: “Саул убил тысячи, а Давид десятки тысяч”. Это привело Саула в ярость, и с этого дня он начал ненавидеть Давида. Дважды, когда Давид играл для него на гуслях, Саул пытался его убить.
Библия говорит, что Саул ненавидел Давида, потому что знал, что Бог был с Давидом, а не с ним. Давид был вынужден спасаться бегством и убежал в пустыню. “Что происходит?” – думал Давид.
Что мне делать? Саул – помазанный Богом служитель. Если он против меня, какие же у меня шансы на успех? Он царь, Божий человек, правящий Божьим народом. Почему Бог допустил всё это?”
Саул преследовал Давида от одной пустыни к другой, гнал его из одной пещеры в другую вместе с тремя тысячами лучших израильских воинов. У них была лишь одна цель: погубить Давида.
В этот момент от обещания осталась всего лишь тень. Давид больше не ел с царского стола. Он обитал в сырых пещерах и питался остатками того, что не доели звери, обитавшие в пустыне. Он больше не сидел рядом с царем, но был преследуем людьми, когда-то воевавшими с ним бок о бок. У него не было теплой
постели и слуг, он не слышал больше комплиментов от царедворцев. Его жену отдали другому человеку. Он познал, что значит быть одиноким скитальцем, не имеющим отечества.
Заметьте, что Бог, а не дьявол, отдал Давида под опеку Саула. Почему Бог не просто допустил, но запланировал все происходящее? Почему Давида поманили благоволением только для того, чтобы затем внезапно его отнять? Для Давида начался период искушений, он мог начать роптать и обидеться не только на Саула, но и на Бога. Мучительные вопросы усиливали искушение поставить под сомнение Божью мудрость и Божий замысел. Саул любой ценой желал убить этого юношу, и его безумие возрастало.
Священники из города Нод, думая, что он слуга царя, обеспечили Давида жильем и пищей, а также дали ему меч Голиафа.
Узнав об этом, Саул пришел в ярость. Он убил восемьдесят пять невинных священников Господа и предал весь город Нод мечу – мужчин, женщин, юношей, младенцев, волов, ослов и овец. Он совершил над невинными людьми и животными суд, который должен был совершить над амаликитянами. Он стал убийцей.
Однажды Саул узнал, что Давид находится в пустыне Эн-Гадди, и отправился за ним, взяв с собой три тысячи воинов. Во время погони он остановился для отдыха у входа в одну пещеру, не зная, что Давид прячется прямо у него за спиной.
Давид незаметно вылез из своего укрытия, отрезал край от плаща и незаметно скрылся. После того, как Саул вышел из пещеры, Давид поклонился до земли и сказал ему: “Отец мой! Посмотри на край одежды твоей в руке моей… Узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не согрешил против тебя; а ты ищешь души моей, чтоб отнять ее” (1-я Царств 24:12).
Давид возопил к Саулу: “Отец мой! Отец мой!”
Я слышал такой крик в сердцах бесчисленного количества мужчин и женщин тела Христова. Большинство из них – молодые люди, имеющие призвание Божье. Они вопиют об отце – о человеке, который будет учить, любить, поддерживать и ободрять их. Вот почему Бог сказал, что Он “обратит сердца отцов к детям
и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришед не поразил земли проклятием” (Малахия 4:6).
Мы лишились своих отцов (родителей – служителей) с 1940-х до 1980-х годов, и сегодня состояние ухудшилось. Подобно Саулу, многие служители в наших домах, реабилитационных центрах, церквах больше озабочены своими личными целями, чем жизнью молодого поколения.
Они смотрят на Божий народ как на возможности, которые можно использовать для осуществления своего ведения, вместо того чтобы использовать свое ведение как средство для служения Божьему народу. Успехом ведения оправдывают цену раненых человеческих жизней и разбитых сердец. Ради достижения успеха такие служители идут на компромисс со своей совестью, жертвуя справедливостью, милосердием, честностью и любовью. Их решения основываются на деньгах, цифрах и достижениях. Это открывает дверь для такого обращения с людьми, которое пережил Давид. Ведь, в конце концов, у Саула было прекрасное оправдание: ему надо было защищать свое царство. Такой способ обращения с людьми приемлют многие, оправдывая его целью распространения Евангелия.
Как много служителей потеряли своих людей из-за подозрений? Почему они такие подозрительные? Потому что они не служат Богу. Они служат своему ведению. Подобно Саулу, они не уверены в своем призвании, и это приносит в их сердца ревность и гордость. Они признают в других людях наличие благочестивых способностей и готовы использовать таких людей до тех пор, пока им это выгодно. Саул наслаждался успехом Давида, пока не увидел, что он представляет для него угрозу. После этого он понизил Давида в должности и искал повода, чтобы убить его.
Я знаю множество молодых мужчин и женщин, которые искали того, кому довериться. Они хотели учиться, искали кого-нибудь, кто стал бы им отцом. Но Бог допустил, чтобы они прошли через отвержение и одиночество. Это произошло потому, что Бог хотел произвести в них то, что Он произвел в Давиде. Слушайте внимательно, что говорит Дух.
Давид был озабочен тем, что Саул считал его злым человеком и мятежником. Он, должно быть, исследовал свое сердце: “В чем я не прав? Почему сердце Саула так быстро обратилось против меня?”
Мне говорили, чтоб убить тебя; но я пощадил тебя. Я только отрезал край одежды твоей, дабы ты мог знать и видеть, что нет в моей руке ни зла, ни коварства” (1 Царств 24:11).
Люди, пережившие отвержение отца или служителя склонны во всем винить самих себя. Они мучительно думают: “Что я сделал? Разве мое сердце было нечистым? Кто обратил сердце его против меня?”
Затем они постоянно пытаются доказать свою невиновность чтобы вновь быть принятыми. Но, как это ни печально, чем усерднее они это делают, тем более отверженными чувствуют себя.
Саул признал благородство Давида, когда увидел, что он мог бы убить его, но не сделал этого. Поэтому он и его люди ушли.
Спустя несколько дней Саулу донесли, что Давид скрывается на холме Гахила. Саул вновь отправился за ним, взяв с собой те же три тысячи солдат. Я уверен, это разочаровало Давида.
Какое отвержение он должен был почувствовать! Саул знал сердце Давида, и все равно выступил против него. Вместе с Авессой Давид пробрался в лагерь Саула. Никто из стражей его не видел, потому что Бог навел на них глубокий сон. Эти два человека пробрались сквозь всю армию к тому месту, где спал Саул.
“Авесса сказал Давиду: предал Бог ныне врага твоего в руки твои; итак, позволь, я пригвожду его копьем к земле одним ударом, и не повторю удара” (1-я Царств 26:8). Авесса считал, что Давид позволит ему убить Саула. Во-первых, Саул хладнокровно убил восемьдесят пять невинных священников и их семьи! Во-вторых, Саул выступил с трехтысячной армией, чтобы убить Давида и его последователей. “Если ты первым не убьешь врага,- рассуждал Авесса, – он непременно убьет тебя. Это самозащита. Любой суд оправдает это!” В-третьих, Бог через Самуила помазал Давида на царство Израиля. Давид должен добиваться своего наследия, если он хочет увидеть исполнение пророчества Самуила. В-четвертых, Бог навел глубокий сон на всю армию, чтобы Давид и Авесса могли подойти прямо к Саулу.
Авессе казалось, что это единственный шанс восстановить справедливость. Все эти причины выглядели убедительно. Если бы Давид был хоть немного обижен на Саула, он, чувствуя себя правым, позволил бы Авессе пригвоздить Саула копьем к земле.
Послушайте ответ Давида: “…не убивай его; ибо кто, подняв руку на помазанника Господня, останется ненаказанным?… Жив Господь! Пусть поразит его Господь, или придет день его, и он умрет, или пойдет на войну и погибнет; меня же да не попустит Господь поднять руку мою на помазанника Господня” (1-ая Царств 26:9-10).
Давид не убил Саула, хотя тот убил невинных людей и искал смерти Давида. Давид не мстил за себя, но предал это в руки Божьи.
Легче было бы покончить с этим прямо там – легче для Давида и для народа израильского. Давид знал, что народ был, как стадо овец без пастыря. Он знал, что волк грабит их ради своих собственных эгоистических желаний. Ему было тяжело не защитить себя, еще тяжелее не защитить от безумного царя народ, который он любил. Давид принял это решение, зная, что Саул не успокоится, пока не убьет его.
Он доказал, что у него чистое сердце, когда пощадил Саула в первый раз. Но даже тогда, когда у Давида был второй шанс убить Саула, он не тронул его. Саул был помазанником Господним, и Давид предал его в руки Божьи.
У многих ли сегодня такое же сердце, как у Давида? Мы больше не убиваем физическими мечами, но мы мстим друг другу мечом другого рода – языком. “Смерть и жизнь – во власти языка…” (Притчи 18:21) Церкви разделяются, семьи распадаются, браки сотрясаются, и любовь умирает под натиском слов, сказанных с обидой, раздражением и горечью, возникшими в результате крушения надежд. Обиженные друзьями и служителями, мы целимся своими словами, заостренными злобой, горечью и гневом. Может быть та информация, которой мы делимся, достоверна и точна, но мотивы, с которыми она говорится, нечисты.
В Притчах 6:16-19, что сеющий раздор и разделение – мерзость для Господа. Когда мы говорим правду с намерением испортить взаимоотношения или чью-либо репутацию, то все равно мы наносим оскорбление Богу.
Давид поступил мудро, когда решил позволить Богу быть судьей и вступиться за него. Бог использовал для того, чтобы судить Своего слугу Саула? Филистимлян. Саул вместе с сыновьями умер на поле битвы, сражаясь с филистимлянами. Когда это известие дошло до Давида, он не торжествовал. Он плакал.
Один человек похвалился Давиду, что добил Саула. Он надеялся, что этим ему удастся завоевать его расположение, но новость произвела противоположный эффект. “Как не побоялся ты поднять руку, чтоб убить помазанника Господня?” – спросил Давид. Он приказал, чтобы этого человека убили (2-я Царств 1:14-15).
“И оплакал Давид Саула и сына его Ионафана… плачевною песнею” (2-я Царств 1:17). И повелел народу не рассказывать и не возвещать в городах филистимских о том, “…как пали сильные” Израиля, дабы не торжествовали враги. Он провозгласил, чтобы не было дождя и урожая на том месте, на котором был убит Саул, и призвал весь Израиль плакать о Сауле. Это не сердце обиженного человека. Обиженный сказал бы: “Он получил по заслугам!” Давид не стал убивать оставшееся от дома Саулова. Вместо этого он оказал им милость. Он дал им землю и пищу, и одному из его потомков предоставил честь сидеть за царским столом.
Давид был отвергнут тем, кто должен был поступать с ним по-отцовски, но он оставался верным Саулу даже после его смерти. Легко быть верным служителям или отцу, который любит тебя, но легко ли быть верным тому, кто стремится погубить вас? Будете ли вы мужем или женой по сердцу Божьему, или же вы будете стремиться отомстить за себя?
Желание мстить за себя должно быть настолько несвойственным нам, чтобы мы избегали даже мыслей об этом.
Аминь