Божественность Духа Святого
Posted on 30. Apr, 2012 by bread in Богословие
Божественность Духа Святого
Ссылки для изучения: Бытие 6:3; 2 Паралипоменон 15:1; Исайя 6:1; 11:2; Бытие 1:22; Иов 33:4; Псалом 103:30; 1 Коринфянам 2:10; Псалом 138:7; 50:13. «Не воинством и не силою, но Духом Моим» (Захария 4:6). Божественность открывается через Его характерные признаки.
Очень часто о Духе Святом учат, как о переживании несравненной радости. Цель этого урока помочь читателю определить правильные взаимоотношения между Духом Святым, Отцом и Сыном: принимая во внимание Его характерные признаки, мы установим Его Божественность и место в Троице.
Для того, чтобы справиться с этой задачей, настоящее изучение дает ссылки па места Священного Писания, где говорится относительно Его Божественности. Его работа в творении является доказательством Божественности и в конечном итоге указывает на Божественные качества, такие как вездесущность, всемогущество и святость.
Во второй статье Декларации Веры Церкви Божией ясно говорится о наших убеждениях в вопросе Божественности Духа Святого. Признавая Его Третьей Личностью в Троице, мы также признаем Его равенство с Богом Отцом: и так как Он равен, то должен быть Божеством.
Господь Иисус Христос повелел Своим ученикам крестить уверовавших во имя Отца и Сына и Святого Духа. Божественный Сын, Божественный Отец, включая Дух Святой, посланный от Отца па равном положении Божества. Таким образом, Иисус объявил своими действиями Божественность Духа Святого.
Божественные Имена Духа Святого
Имена, используемые для Его опознавания, указывают на Божественность. Он был назван «Мой Дух» (Быт. 6:3). (Являясь Духом Божиим, Он Божественен. Дух Божий может быть не менее Божественен чем Сам Бог.) Его называли «Дух Божий» (2 Парал. 15:1). Пророк Исайя называет Его «Дух Господен» (Ис. 11:2) и также «Дух Господа Бога» (Ис. 61:1). Имена, посвященные Духу Святому, являются Божественными и посему представлены как доказательство Его Божественности.
Божественная Работа Духа
Только Божество может сотворить человека. Иов говорит: «Дух Божий создал меня» (Иов 33:4). Псалмопевец Давид заявляет: «Пошлешь Дух Твой – созидаются» (Псал. 103:30). Все действия Троицы происходят в согласии и с целью, как сказано в начале «Сотворим человека» (Быт. 1:26). Так как Дух Святой принимал участие в сотворении, Его деяния говорят о Божественности.
Божественные Качества Духа
Как в Старом так и в Новом Заветах Дух Святой представлен в виде принадлежащего Божественного свойства. Эти равные качества принадлежат каждой личности, включая Бога Отца. Верхов в своей работе Систематическая теология, заявляет: «Вся неделимая Божия сущность равноценно принадлежит ко всем Трем Личностям.»
Так как эта неделимая сущность равноценно принадлежит к каждой личности Троицы, отсюда следует, что Дух Святой имеет ту же самую сущность и равноценен в силе и славе с Отцом и Сыном. Так как Бог всемогущий, вездесущий и всезнающий, Дух Святой обладает теми же самыми качествами, т.е. Он тоже всемогущий, вездесущий и всезнающий.
Всезнающая Сила Духа
Духу Святому принадлежит всякое знание, и Его знание равно знанию Бога во всех измерениях. «Ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке… кроме Духа Божия.» (1 Кор. 2:10, 11).
Исайя указывает на то, что не только Дух Святой имеет всякое знание, но также это знание является важной частью Его Божественной сущности. «Кто уразумел Дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто
вразумляет Его, и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию и указывает Ему путь мудрости?» (Ис. 40:13, 14).
Вопрос поставлен справедливо и па него соответственно дан ответ. Обладающий всем познанием не нуждается в советнике. Совершенная мудрость принадлежит Ему и Божественное знание является важной частью Духа Святого – она совершенна, всемогуща, всезнающа и не может умножаться: она совершенна.
Так как Дух Святой обладает всяким знанием, Он знает будущее Павел указывает на то, что знание будущего, которым обладает Дух заставляет Его предупреждать о приближении дня лжеучений и отступления от веры. Он, Дух, также открывает относительно благословений, ожидающих всех святых: «Ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих.» (Откр. 14:13). Всеведение Духа Святого включает вечность – прошлое, настоящее и будущее. Такое знание может быть свойственно только Богу.
Вездесущность Духа Святого
Как Дух Святой является Божеством, точно также Он вездесущ; это значит Он присутствует всегда и везде. Посему никто не может поместить себя вне присутствия Духа Святого. Псалмопевец Давид произнес: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?» (Пс. 138:7). В ответ на свой вопрос, Давид приходит к такому заключению, что невозможно найти место внутри или вне вселенной, где бы не присутствовал Дух Святой. Давид признает, что Дух Святой на небесах, в преисподних местах, в глубинах морских, в темноте ночной и в свете дня. Бог сказал: «не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками.» (Быт. 6:3). Этот стих указывает на то, что Дух Святой везде, где есть человек.
Пророк Исайя, вспоминая доброту Божию к израильскому народу, говорит: «Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его.» (Ис. 63:10). Вполне очевиден тот факт, что Дух Святой пребывал с Израилем на протяжении сорока лет их путешествия по пустыне, имея с ними дело не только как с народом, но отдельно с каждой личностью. Иезекииль пророчествовал о дне, когда Бог даст человеку новое рождение и поместит среди них Свой Дух Святой. (Иез. 36:26, 27). Последующие места Священного Писания учат нас о том, что Дух Святой присутствует во всей вселенной, и только Божество может быть вездесущим
О Его Вездесущности Говорят Дела
Вездесущность Духа Святого подтверждается Его делами. «И Дух Божий носился над водою.» (Быт. 1:2). Дух Святой описывается здесь пребывающим в движении, в действии, носящимся над водою, покрывающей землю. Таким образом Он присутствовал во всех уголках земли исполняя Божию заповедь. Он не был, как некоторые утверждают, сильным разумом; это был Божий Дух Святой. Адам Кларк в 1 томе своих комментарий утверждает: «Исходя из использованного слова в других местах, становится очевидным назначение Божьего Духа Святого.»
Дух Святой описывается не только носящимся над и вокруг земли, но Он также присутствует и на небесах. Иов говорит: «От духа Его – великолепие неба.» (Иов 26:13). Дух украсил небеса, помещая великолепные созвездия, сияющие звезды и небесные тела на заднем фоне голубизны. Это еще одно указание па то, что Дух принимал участие в творении, а также доказательство Его вездесущности.
Конкретные доказательства Его вездесущности найдены в исполнении обетовании относительно Его пришествия и действий. Иоиль пророчествовал о том, что Дух Святой будет изливаться на всякую плоть. Петр сказал: «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого пи призовет Господь Бог наш.» (Деян. 2:39). Иисус сказал о Духе Святом: «Ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоап. 14:13). Это обещанное крещение для людей всех возрастов и нации, по всему миру. Как прекрасно знать, что Дух Святой может быть со всеми и может жить во всех верящих и принимающих Его обетования, где бы они не находились. Благословенный Утешитель пребывает в сердцах более десяти миллионов людей, живущих в Северной Америке, Южной Америке, Азии, Африке, Европе, Японии, России и на Дальнем Востоке в одно и то же время. Какой прекрасный пример вездесущности Духа Святого!
Божественность Духа Признается Через Его Неограниченную Силу
Всемогущество (сила и способность) Духа Святого, подтверждает Его Божество. После искушения о Нем написано: «И возвратился Иисус в силе духа в Галилею.» (Лук. 4:14). В заключении Своего земного служения Он сказал: «Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией.» (Лук. 22:69). Иисус сказал ученикам Своим: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Матф. 28:18). Иисус сказал: «И умолю Отца, и даст вам другого Утешителя» (Иоан. 14:16). Кафедральные комментарии, Том II, показывают: «Другое указывает на то, что Христос уже находился в таком положении, присутствуя с ними.»
И вот Иисус, имеющий всю силу на небесах и на земле, обещает другого Утешителя, Подобного Ему, Который придет для завершения работы Христа на земле. Христос вознесся к Отцу. Отец послал Духа Святого, занявшего положение Христа, который обладал и пользовался такой же безграничной силой. Дух Святой обладает силой распределять дары (1 Кор. 12:8-11). Он управляет Церковью, и посредством Его руководства и силы, первая Церковь возрасла от ста двадцати человек до трех тысяч (Деян. 2:41); затем она возрасла от трех тысяч до пяти и продолжала расти, пока число не достигло «множества» (Деян. 5:14). Таким образом мы вновь видим подтверждение Божественности Духа Святого, а также Его всемогущество.
Слава и Святость Духа
В начале этой главы было сказано, что Дух Святой обладает Божественными качествами и эти качества принадлежат каждой Личности, включая Бога Отца. Как Бог является славой, милостью и святостью, точно также и Дух Божий обладает теми же самыми качествами. Дух свят, и посему в Старом Завете Он называется Духом Святым. В Старом Завете название Дух Святой появляется три раза (Пс. 50:13; Ис. 63:10, 11). В Новом Завете термин «Святой» употреблялся почти всегда, когда говорили о Духе. По мнению автора, причиной этому являются Его качества. Бог сказал: «Я свят» (1 Петра 1:16). Он «величествен святостию» (Исход 15:11). и «Праведен Господь во всех путях Своих» (Пс. 144:17). Посему Дух не менее свят, чем Бог. Сама природа Духа Святого свята, на что указывает Его название. Иисус «открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни» (Рим. 1:4).
Почти все Библейские комментаторы соглашаются, что «дух святости», это описание характеристики Духа Святого. Так как Он Дух святости, то Сам является святостью; таким образом ясно то, что Он не потерпит ничего противного Его природе. Посему, совершенно невозможно, чтобы Он жил в храме, который не является святым. По этой причине Иисус сказал: «Духа истины, которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его» (Иоан. 14:17). Мир не может терпеть присутствие Духа Святого за обличение и осуждение за грех. Равно и Дух Святой не будет пребывать в сердце, отвергающем святость Божию. Так как сама суть Духа Святого есть святость, Его святость осуществляет Его Божество.
В этой главе было предложено несколько доказательств Божественности Духа Святого. Было бы разумным на данном этапе подвести итог всем представленным аргументам.
В Декларации Веры Церкви Божией говорится о вере: «В Единого Бога в Трех Личностях, а именно: Отца, Сына и Святого Духа.» Церковь придерживается этой Истинной Троицы и того, что каждая Личность Бога Отца является Божеством.
Божественные имена, относящиеся к Духу Святому, также ссылки, называющие Его Духом Божиим, являются явным доказательством Его Божества. Он не может быть Духом Божиим и быть менее Божествен, чем Бог.
Работа, проделанная Духом Святым в Творении, является доказательством Его Божественности.
Божественное совершенство Духа Святого продемонстрировано в Его знании прошлого, настоящего и будущего. Познания глубин Божиих никем не могут быть поняты, кроме Божества, давая при этом дальнейшие доказательства Его Божества. Его изобилующее присутствие повсюду, громко и убедительно говорит о том, что Он является Божеством. Только Божество может проявить такое могущество и силу, какое было явлено Духом Святым.
И в заключении, как уже были указаны некоторые Божественные качества, особенно качества святости, единственное логическое заключение можно сделать, что Дух Святой является истинно Бог.