Служить или царствовать?
Posted on 15. Dec, 2011 by bread in Богословие
Девиз наш «Ты будь бдителен во всём, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твоё» (2-е Тимофею 4:5).
Чтобы понять, какое служение Писание призывает нас исполнять, нам следует прежде поговорить о служении вообще.
Неизбежность служения
В окружающем нас мире есть старшие и младшие, господа и слуги, те, кому служат, и те, кто служит. Этот порядок установлен Богом. «Нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Римлянам 13:1).
Порядок и подчиненность существуют и в духовном мире. Но однажды этот порядок был нарушен, когда ангел, созданный, чтобы служить, захотел, чтобы служили ему. Он посчитал, что господство гораздо привлекательнее служения, возгордился и захотел господствовать. Произошло разделение. С тех самых пор падший херувим ведёт борьбу с Богом за человеческие души. Он ищет тех, кто будет ему служить и поклоняться.
Он действует обманом, распространяя идею о том, что подчинение и служение Богу – это зависимость, труд и унижение; а господство, напротив, – свобода, наслаждение и высота.
Так враг толкал первых людей на нарушение запрета, завлекая быть такими, «как боги». Сегодня он также стремится возвысить человека в его собственных глазах, уверяя, что он «достоин большего». Подвигает его на то, чтобы занять более высокое положение, быть не слугой, но господином.
Сатана обманывает людей, уверяя их, что если они не служат Богу, то они не служат никому. Он скрывает от людей то, что весь материальный мир подчиняется миру духовному и служит ему Дух выше материи, и поэтому состояние человека в мире таково, что он не может не служить. От рождения человека его подчинённое положение в мире определено. Человек рождается и, хочет того или нет, – служит. Если он не служит Богу, то служит дьяволу.
Не желая служить Богу, люди «…заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Римлянам 1:25), служили «[богам], которые в существе не боги» (Галатам 4:8). Приносили жертвы «бесам, а на Богу» (1-е коринфянам 10:20).
В наше время сатана смог внедрить свои ложные идеи о служении в церковь. Современные христиане, объявляя себя детьми Царя царей, требуют к себе соответствующего отношения со стороны окружающих. Они хотят стать царями не для того чтобы служить, а чтобы им служили. Они не поняли принципов царства в отношении служения. Царствовать в понимании мира – значит, чтобы тебе служили. Так понимали царствование сыны Зеведеевы. Для них царствовать означало сидеть по правую и левую руку от царя. Но «что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Луки 16:15).
Становится понятно, почему Петру было трудно принять служение Иисуса. Он не мог позволить себе даже на время занять положение выше Господа. Но в этом случае Пётр никогда бы не научился поступать как Господь. Он не смог бы служить другим и исполнять Великое поручение Иисуса, если бы сначала не пережил служение Господа на себе самом. Если бы он не имел части с Иисусом в своём служении, то не имел бы части и в царствовании с Ним. Царство Небесное – это собрание слуг, а не господ. Только те, кто служил, войдут в радость Господина. Кто не хочет служить, тот не сможет царствовать в Царстве Небесном. Об этом говорил Иисус ученикам: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Марка 9:35). Царствовать в понятии неба – значит, служить другим.
Через пример Своего служения Иисус учил апостолов принципам Царства. Он показал им, что в Небесном Царстве на троне восседает тот, кто больше служит. Иисус продемонстрировал это, «приняв образ раба», умывая ноги ученикам. Когда претендента готовят на земной престол, его учат соответствующим манерам, поведению, этикету. Чтобы мы смогли стать царями в Царстве Небесном, Бог учит нас быть слугами и даже рабами.
Бог служит.
Бог начал служение человеку, когда нас ещё не было. Он всегда начинает первым. Он творил всё необходимое для нашей жизни: создал небо, звёзды, землю и всё, что на ней. Он сделал это не для Себя, Он ни в чём не нуждался.
Затем, когда Он сотворил первых людей, Он начал не с того, чтобы они Ему служили, а Сам начал служить человеку. Он учил человека жить в новом мире, указал, чего нужно избегать и чего делать не следует. Он служил.
Даже когда человек согрешил, Бог не прекратил Своего служения. Он не закрыл небо, не прекратил сеяние и жатву, не погасил Солнце. По-прежнему «всё Им стоит» (Колоссянам 1:17). Всё по Его воле существует (Откровение 4:11). Мы по-прежнему «Им живём и движемся и существуем» (Деяния апостолов 17:28).
Затем Бог служил народу израильскому, который Сам произвёл и избрал. Он вывел его из египетского рабства, питал его в пустыне, оберегал от врагов, дал ему закон и ввёл в обетованную землю.
Служение Отца продолжилось служением Сына. Бог послал Иисуса Христа и через Его служение оправдания уничтожил грех и открыл для человека доступ к вечной жизни.
В день Пятидесятницы Бог начал служение Духа. Дух Божий сошёл, чтобы служить человеку, пребывать в человеке, учить его, наставлять и вразумлять. Это служение продолжается по сей день.
Ребёнок, когда рождается, полностью зависим от родителей. Они служат ему: кормят, моют, оберегают, укладывают спать… Поначалу дети не знают таких понятий, как благодарность, долг, ответственность. Да и родители ничего не требуют от детей. Но по мере того как дети взрослеют, их начинают приучать к служению. Учат помогать по хозяйству, заботиться о младших… Сначала служение для детей – это бремя, которое даётся им нелегко. Им не просто исполнять его с радостью, если сегодня «не их очередь».
Если родители терпеливо учат детей ценностям служения, показывают им пример, то приходит время, когда они сами принимают на себя родительские обязанности и начинают служить своим детям, престарелым родителям, ближним. Служить добровольно, невзирая на трудности, понимая, что служение – это благословение.
Бог, как наш Отец, в нашем духовном младенчестве поступает так же. Он даёт нам жизнь, потом хранит нас, даёт нам силы и здоровье, оберегает от опасностей, носит на руках. Он терпеливо ждёт, когда мы духовно вырастем и будем в состоянии понимать ценность служения. Тогда Он берёт нас в помощники и учит нас служить вместе с Ним.
Печально, когда дети, вырастая и принимая служение родителей, учителей, окружающих, сами так и не начинают служить другим. Оставаясь неблагодарными иждивенцами, продолжают требовать внимания, заботы и служения к себе от тех, кто по жизни оказывается с ними рядом.
Так бывает и по отношению к нашему Небесному Отцу. Вырастая, человек не благодарит Бога за всё, сделанное для него, не служит Богу, а продолжает требовать, чтобы Бог служил ему дальше, обижаясь, если не получает того, чего хочет.
Добровольное служение
Настоящее служение может быть только добровольным. Материальные благословения от служения Богу, как правило, невелики. Те, кто учит, что служители должны быть богаты, делают это из собственного сребролюбия.
На служение Богу невозможно заманить. Оно непопулярно. Можно уговорить, но тогда оно продлится долго. Поэтому, когда Илия должен быть призвать Елисея и помазать его на служение, он не уговаривал последовать за собой, не объяснял преимущества служения Богу. Он прошёл мимо и бросил на него свой плащ.
Так же поступал и Иисус. Он никого не уговаривал, Он только предлагал: «Следуй за Мною». Невозможно убедить человека оставить сети и весь улов, казну с деньгами, престарелых родителей и пойти служить Богу, не предложив ничего взамен. Для того чтобы служить на таких условиях, было необходимо личное откровение от Бога. На такое служение человек должен решиться сам.
Бог ищет тех, кто согласится совершать служение вместе с Ним: «Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю» (Иезекииль 22:30). Он не заставляет и не принуждает, Он приглашает последовать за Собой: «Приклоните ухо ваше и придите ко Мне…» (Исайя 55:3)
Бог Свят, Он не обманывает человека. Бог есть любовь, Он не принуждает его. Он приглашает служить только тех, кто хочет делать это добровольно, чьё сердце открыто для Божьей любви, у кого желание служить вызвано ответной любовью к Господу.
Трудности служения
Служение связано с трудностями. Это не только физические нагрузки и работа. Служение требует, прежде всего, приложения духовных усилий. Умалить, уничижить себя самого нелегко. Нелегко делать всё без ропота и сомнения. Унижения, недовольство, дурное отношение к тому, кто служит, – не редкость. Бог, проводя нас по пути служения, помогает нам приобрести терпение, смирение, кротость.
Такое обучение возможно пройти только на практике. Вот почему Иисус, избрав учеников, повелел, чтобы они «оставили всё» и пошли за Ним. Находясь рядом, они должны были научиться от Него не обольщаться, когда их превозносят, не смущаться, когда гонят, и не унывать, когда не ценят. Он учил их не требовать служения для себя, но служить.
Он показал и предел такого служение: «до смерти крестной». Он Сам дал ученикам пример, став вождём спасения «через страдания».
Совершенство, необходимое нам для служения, не приходит вдруг, оно формируется перенесением «тех же> страданий». Только проходя путь служения, мы совершенствуемся, переходя от силы в силу. На вопрос «зачем мне это надо: терпеть, страдать, переносить трудности?» – каждый должен сам найти для себя ответ.
Служение – это участь сильных, а не слабых. Служить в Царстве Небесном могут только сильные. Сильные не своей силой, но Божьей. Для этого Бог хочет наполнить нас духовной силой. Но, получив её, придётся занять не трон, а место слуги, место раба. Таков порядок в Царстве Небесном. Там больший является для всех слугою. Об этом говорил Иисус ученикам, когда они спорили, кто будет в этом Царстве большим: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою» (Марка 10:43). Служение – это высокое положение, а не унижение. Поэтому, когда Иисус призывал учеников последовать за Ним, Он тем самым предлагал им ещё более высокое положение – право служить в месте с Ним, вместе с Богом.
Иисус умалился, «принял образ раба» (Филиппийцам 2:7), но в этом положении не потерял Своего небесного величия и достоинства.
Рабство Его было непринудительным. Он не тяготился, «но страдал добровольно» (Исайя 53:7).
Павел называет себя рабом. И это тоже было добровольное рабство, добровольно избранное служение. Служить – это честь, и Павел прославлял Бога за дарованную ему возможность, говоря: «Я прославляю служение моё» (Римлянам 11:13).
Величие служения
Апостол Павел пишет, что Бог сделал нас участниками Своего служения не потому, что Он не мог исполнить Его без нас, но по Своей милости: «Имея по милости [Божией] такое служение, мы не унываем» (2-е коринфянам 4:1).
Величие служения состоит также в том, что «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа» (2 кор. 3:6).
Это служение примирения. Находясь в грехах, человек был врагом Богу. Несмотря на все свои старания, он остаётся виновным пред Богом. Бог Сам оправдал человека и примирил его с Собой, отдав в жертву Единородного Сына. А теперь Он призывает нас принять участие в этом служении, провозглашая Божье примирение всему миру.
«Всё же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения… Мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 кор.5:18,20).
Это также служение изменения сердца человека. Человек, благодаря своей деятельности, развивая промышленность, транспорт, строительство, достиг многого в изменении окружающего мира. Он научился лечить многие болезни. Но он ничего не достиг в исцелении души и избавления её от греха. Только Бог может взять каменное человеческое сердце и дать человеку живое.
Именно в таком служении Бог приглашает человека принять участие. В служении, через которое происходит внутреннее изменение человека, которое преображает людей так, что они показывают собою, что они «письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 кор. 3:3)
Слава этого служения такова, что оно не прекратится и в вечности. Там, пред престолом Бога и Агнца, «рабы Его будут служить Ему» (Откр.22:3).
Брат и сестра, если ты ещё не служишь, начни молиться Богу, проси, чтобы Он открыл тебе, в чём состоит благословение служения. Начни служить с Ним, преодолевая все трудности, чтобы с Ним царствовать!
Аминь.