Откуда приходит жажда
Posted on 15. Dec, 2011 by bread in Богословие
Слава Господу, братья и сестры. Сегодня давайте обратимся к тем словам Иисуса из Евангелия от Иоанна, которые Он сказал в последний день праздника: “В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря, Кто жаждет, иди ко Мне и пей, и кто верует в Меня у того, как сказано в Писании из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал он о Духе, которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен” (Иоанна 7:37-39).
Читая эти строки, мы понимаем, что слова Иисуса обращены к нам, живущим в этом веке.
Как-то брат сказал: “Дело не в том, как мы говорим, дело в том, как нас слушают”. В зависимости от того, какая аудитория слушает, это будет или призыв учителя к ученикам, или “глас вопиющего в пустыне”.
А мы как слушаем? Что мы находим для себя в этом призыве? Касаются ли Его слова наших сердец? В каком бы веке человек ни жил, это зависит от того, в каком духовном состоянии он находится.
Давайте сначала посмотрим, как слышали и как воспринимали этот призыв люди, которые окружали Иисуса.
Седьмая глава начинается так: «После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его. Приближался праздник Иудейский – постановление кущей».
Итак, атмосфера перед праздником была такова: иудеи хотели убить Иисуса. Пятая глава открывает нам, почему они хотели это сделать. Всё началось, когда он исцелил больного у купальни, называемой Вифезда. В шестнадцатом стихе мы находим конец этой истории. “И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу… и еще более искали убить Его, – продолжает восемнадцатый стих, – за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу”.
Откуда такая ненависть? Почему вдруг они так вознегодовали на Него? Кажется, можно было бы радоваться: в праздник происходит явное чудо исцеления, которое еще более увеличивает радость праздника
Дело в том, что Иисус пришел в мир людей, в котором было определено, что и как должно происходить. У них были больные, у которых было свое место, они лежали там возле купальни; у них была синагога, где они проповедовали; закон, который они читали; посты, которые они исполняли. Всё было в порядке, всё шло своим чередом, всё было нормально. И вдруг Иисус вторгается в этот устроенный, налаженный мир и всё в этом мире меняет. И люди не смогли Его принять, потому что они чтили субботу, давали десятину, “но забыли важнейшее в законе – суд, милость и веру”. Иисус открыто говорил им о Себе, о Своей связи с Отцом, но они не знали Отца, поэтому не узнали и Сына, когда Он пришел.
Так бывает, когда муж пришел с работы, а жена смотрит сериал. Он подходит и выключает телевизор. Как часто за этим следует негодование. Она увлеклась, глядя на экран., и вдруг на самом интересном кто-то нажал кнопку и со словами “лучше бы ты Слово Божье читала” оторвал ее от того, что ей так нравилось. Знаете, как человек способен в этот момент вспыхнуть, начать обвинять в религиозности, говорить, что это не грех, что это всё показывают “про жизнь , всё “про нас”, “про любовь”. Если ты говоришь, что это не про любовь, а про блуд, то в ответ слышишь, что Давид тоже блудил, и ничего…
Иисус приходит в мир, в котором живет человек, пытается встать на место этого телевизора, увлечения или еще чего-то. И человеку это не нравится. Нарушается весь заведенный порядок. Все так было хорошо, все в твоей жизни было на своих местах. И вдруг Иисус хочет занять главное и единственное место. Почему нам это не нравится’? Потому что этот мир нас питает и удовлетворяет.
“Иисус ходил по Галилее, а по Иудее не хотел ходить, и Иудеи искали убить Его. Приближался праздник Иудейский постановление кущей”. Иисус не хотел идти на праздник, но родные братья убеждали Его, что Он должен “явить себя миру”. Они говорили так, “потому что не веровали в Него”.
Иудеи ищут убить Иисуса, братья в Него не верят. Среди ненависти фарисеев и неверия родных братьев Иисус говорит, обращаясь к людям: “Кто жаждет, иди ко Мне и пей…”
Кто же должен был услышать эти слова, чьих сердец они должны были коснуться?
Для этого мы должны понять, что такое жажда. Мы ощущаем жажду, когда организму не хватает воды. Ощущение – свойство человеческого тела. Бог так нас устроил, что мы испытываем голод и жажду, холод и тепло, чувствуем боль. Если организм не получает того, что нужно, мы чувствуем себя плохо. Тогда мы пытаемся восполнить недостаток, чтобы восстановить нормальное положение. Когда нам холодно, мы стараемся скрыться в тепле; если жарко, стремимся в тень; если у нас жажда, мы ищем воду; когда чувствуем голод – ищем пищу. Подобным образом мы удовлетворяем свои не только телесные, но и душевные, а также духовные, потребности. Мы ищем того, в чем ощущаем недостаток.
Но если мир, в котором мы живем, нас удовлетворяет, тогда призыв Иисуса: “Кто жаждет…” не для нас. Этот призыв должны были услышать те, кого этот мир уже больше не питает, кого он больше не греет, не насыщает, не заполняет ту духовную пустоту, которая в сердце человека.
Иисус говорил «о Духе, которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого…» Духа еще не было. Иисус знал, как томятся люди, не имеющие Духа. Он знал, что в мире нет того, что могло бы заполнить дух человека, дать ему настоящее питание.
Братья и сестры, это относится к каждому из нас. Проблема в том, что в наших церквях слишком много людей, которые не знают, что такое жажда, этот мир их вполне удовлетворяет. Они пришли в церковь, вышли на покаяние, приняли водное крещение, но никогда на самом деле не жаждали.
Особенно это относится к тем, у кого верующие родители. Они с детства слышали о Боге, читали Писание, ходили с родителями на собрание. Пока они были детьми, у них не было выбора. Потом кто-то привык, а кто-то не решился погрузиться с головой в этот опасный мир. Затем они приняли водное крещение и ходят в церковь, но мир, который вокруг, вполне их удовлетворяет. На вопрос “Как ты уверовал в Бога?” они отвечают: “Ну, я не знаю, как. Я всю жизнь верующий”. Они не могут найти ту границу, тот раздел, который они перешли. Братья и сестры, этот раздел должен быть у каждого из нас, и он находится именно в этом месте, где появляется жажда.
Под влиянием мира наше восприятие изменяется. Мы можем слышать в словах Иисуса не то, что он имел ввиду: “Кто хочет вот этого глотнуть, приходите сюда, кто еще этого не пил, идите ко Мне”. Так бывает на больших праздниках, когда много всяких яств, напитков, всякой еды, гостям предлагают все попробовать. Иисус говорит не так. Он говорит: “Кто жаждет”. Он обращается к тем, кто в мире все это уже ел, пил и пробовал и чувствует, что остался таким же жаждущим, таким же голодным, таким же пустым изнутри Иисус обращается к тем, кого уже ничто не удовлетворяет.
Почему сегодня на евангелизациях мы не видим того, что было десять лет назад? Мы проводим богослужение, говорим о Христе, спрашиваем, кто хочет покаяться… Все поднимают руки. На одном из собраний все, кто был в зале – все шестьдесят человек, – повторили молитву покаяния. Но после этого ни одного человека в церкви нет. Почему? Эти люди осознавали свою греховность, но не хотели выйти из мира.
Несколько лет назад я ходил в детский сад в Сочи проповедовать для персонала. В перерывах, когда у детей тихий час, воспитатели, дежурные, уборщицы собирались, чтобы слушать Слово Божие. Вскоре они все покаялись. Но когда я сказал: “Теперь приходите в церковь”, – они ответили: “Нет, вы знаете, нам некогда. Лучше вы к нам приходите на работу. У нас как раз перерыв, и заняться нечем, а телевизор нам заведующая смотреть не дает». Я был для них как сладкая приправа на пиру жизни, которая их вполне удовлетворяла
Когда человек наелся, ему еще чего-нибудь этакого хочется на десерт. Так и Иисус в жизни человека может быть в виде добавки к пище этого мира. Когда мы любим мир, мир любит нас. Иисус говорит своим братьям: “Вас мир не может ненавидеть, он Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы”.
Поэтому, дорогие друзья, иногда пришедшему в церковь хочется сказать фразу, которую страшно произносить: “Тебе еще рано в церковь, ты еще не наелся этого мира, он тебе еще очень нравится. Иди, еще покувыркайся, еще полазь по болотам, а потом приходи. Иначе твоя жизнь будет несчастной. Ты будешь ходить в церковь и разрываться на две части. Ты будешь сидеть на собрании и мечтать о мире, который оставил. Иди, ешь до тех пор, пока не поймешь, что все равно остаешься пустым. Пока не почувствуешь жажду по настоящей воде жизни”.
К сожалению, сегодня в церкви вот таких жаждущих немного, а больше тех, кто по воскресеньям, как это “положено”, питается духовной пищей, а на неделе продолжает питаться тем, что дает этот мир. А потом мы удивляемся, почему в церкви не текут реки воды живой” Мы начинаем роптать на пастора: “Где дары? Где пророчества? Где сила? Почему нет исцелений, что у нас за церковь!?” А Иисус не сказал, что у пастора из чрева потекут реки воды живой, а все, кто придут на собрание, будут ими наслаждаться. Иисус говорит, что это должно случиться с каждым, верующим в Него. Тогда ты не будешь роптать на слабые собрания и слабые проповеди. Если из тебя будут изливаться реки воды живой, ты будешь сам приносить жизнь туда, куда придешь.
Недавно один из вопросов был такой: “Как разрушить у верующих потребительское отношение к Богу?” На самом деле, многие христиане к Богу и к Церкви относятся, как к службе соцобеспечения. Они считают, что кто-то для них всё должен делать и всё им давать Бог их должен исцелять, хранить, благословлять, давать та, что нужно. Пасторы должны говорить интересные проповеди, повара должны готовить, водители должны их возить на собрания, строители должны сделать комнату матери и ребенка… Только они никому ничего не должны. Потребительское отношение. Как мы относимся к миру, так и к Богу. А потом удивляемся, что в церкви нет ни живых рек, ни потоков, а вместо силы Святого Духа – одни эмоции.
Как проявляется жажда? Когда человек хочет пить, ему ничего в голову не идет, он все время думает о воде.
А о чем мы сегодня, братья и сестры, думаем? Мы слышали несколько дней назад проповедь о том, что должно владеть нашими мыслями. О чем думает молодежь в церкви? О чем молодые сестры думают? О том, как они выглядят, с кем и на какой машине после собрания поедут? Одна сестра говорит другой: “Ты за этого брата не молись, этот уже занят. Я молюсь за него, ты выбери себе кого-нибудь другого” Сферы влияния поделены. О чем думают братья? О сестрах, которые сидят рядом? Но на конференции мы хотим видеть реки живой воды.
Когда человек жаждет, ему плохо. Он томится, ищет выхода, старается изменить положение. Отчего нам неуютно? Оттого ли, что нам мало молитвы, что нам не открывается Слово, что собрание слишком рано кончилось? Я спрашиваю одну сестру:
– Сестра, почему ты не пришла на молитвенное собрание?
Она говорит:
– У меня завивка сломалась.
– А зачем тебе завивка? Ты же замужняя женщина, надевай покрывало и иди молись.
– Я так не могу.
Она себя плохо, неуютно чувствует.
Отчего нам сегодня неуютно? От того, что мало Святого Духа, что Иисус в нашей жизни не отражается, или от того, что у нас немодная одежда? Некоторые христиане себя очень неловко чувствуют, если у них не та одежда. Им кажется, что они как пугало, что все на них смотрят. А потом мы хотим потоков…
От чего сегодня томится народ? Я побывал во многих семьях, и здесь, и заграницей, и мне часто приходится разговаривать с женами. Мы живем в семьях, мужья убегают на работу; чтобы с кем-то побеседовать, приходится идти на кухню. Чем томится душа замужней женщины? Денег не хватает. Всё время мало денег, всё время хочется чего-нибудь и всё время надо экономить, терпеть, “когда же это будет, чтобы захотелось, пошел и купил?”. Мне иногда кажется, что это одна из причин, по которой Писание называет жену немощным сосудом Некоторые говорят: “Нас так Бог устроил”. Сестры, нас так Бог не устраивал, нас так мир устроил, так нас устроил грех. Почему мы так томимся по этому миру? Почему мы не томимся от того, что мы слабы духовно, что нет возможности быть в общении верующих, что собрание слишком рано кончилось? “Кто любит мир, в том нет любви Отчей”. Может быть, мы так любим мир из-за того, что не познали любви Божьей?
Молодежь, те, кто выросли в семьях верующих, вам нужно пережить такое состояние, когда вы скажете: “Иисус, я больше не могу. Я жил в верующей семье, но я все время тянулся к миру, стремился к нему, но больше я этого не хочу. Иисус, я наелся, я вижу, что это не насыщает мою душу!”
Брат и сестра, тогда ты услышишь призыв Иисуса: “Кто жаждет”! Вот тогда ты будешь готов к тому, чтобы покаяться, чтобы принять водное крещение, чтобы стать учеником Иисуса.
Это не значит, что искушений не будет, но это уже не будет то, что было раньше. Ты уже не будешь так разрываться. Это будет совсем другая жизнь. Ты увидишь, как Бог изольет от Духа Своего на твою жаждущую душу. Он наполнит твой дух живой водой.
Бывает так: ты думаешь, чего бы поесть; вроде бы и сыт, но чего-то хочется. Знаете, какой самый лучший выход в этом случае? Попоститься неделю. Вот когда после недели поста съешь кусок хлеба, то говоришь: “Слушай, никогда не думал, что хлеб так вкусен”. Ты начинаешь ощущать вкус.
Если ты никогда не был на жаре, ты не осознаешь прелесть прохлады. Если ты никогда не замерзал, ты не знаешь цену огня, если ты никогда не жаждал, ты не знаешь вкуса воды.
До 30 лет я жил в мире, многое в этом мире пробовал, но пришел момент, когда мир перестал меня удовлетворять. Я стал искать чего-нибудь, что могло бы меня наполнить. И в это время прозвучал голос свидетельства об Иисусе и Святом Духе. Я покаялся, и в жизни моей произошла перемена, Иисус утолил мою жажду. У меня был друг, сейчас он уже отошел в вечность. Я помню, как он пришел ко мне, когда узнал о перемене в моей жизни. Он тоже захотел такой перемены. Он ходил ко мне три месяца, но ничего не менялось. Дело было в том, что он не хотел отдаться Иисусу полностью. Он еще хотел пользоваться тем, что давал этот мир, и многое хотел оставить при себе, например курение. Он говорил: “Да, Господи, я курю, но я же честно говорю Тебе, что не хочу с этим расставаться. Но я хочу и к Тебе, возьми меня таким, какой я есть”.
И вот он так ходил три месяца. Я ждал: когда же он накурится? Он смотрел на меня, он видел, что я стал совсем другим человеком, и тоже хотел новой жизни, но и в мир хотел. И знаете, чем он закончил? Однажды он пришел и сказал: “Я больше не могу, я решил покончить жизнь самоубийством”. Я обрадовался: “Замечательно, это то, что надо! Вот теперь ты созрел. Вот теперь ты наелся этого мира. Если ты хочешь с ним распрощаться, значит – он тебе больше не дорог. Но умирать тебе не надо. Покайся и отдай свою жизнь Иисусу”.
В этот же вечер он встал на колени и покаялся. И потом он свидетельствовал о чудесных переменах в своей жизни. Когда он шел домой, наполненный новой радостью, кто-то попросил у него закурить. Но он машинально ответил: “Не курю”. Прошел несколько шагов и подумал, что это я такое сказал? И тут заметил, что у него нет желания курить. Он достал сигареты из кармана, выбросил и больше никогда к ним не прикасался.
Братья и сестры, мы бродили по пустыне этого мира, пока он не иссушил наши души. И тогда призыв Господа “Кто жаждет, приди ко Мне и пей” достиг наших сердец. Но ныне нам нужно пересмотреть свою жизнь. Не потерял ли кто из нас бывшую в нем жажду? Не вернулся ли кто назад, чтобы питаться на полях мира? Да не будет этого с нами!
Пусть призыв Иисуса: “Кто жаждет…” достигает наших сердец. Иисус изольет на жаждущее. Тогда мы увидим, как этот поток начнет изливаться из нас, и туда, куда мы придем, он будет давать воду жизни сидящему рядом Тогда мы познаем, что такое исполнение Духом. Тогда мы будем видеть, как изменятся наши церкви.
Да поможет нам Господь!
Аминь