ДЕДУШКА ЗАХАРЯН
Posted on 15. Dec, 2011 by bread in Проза
Три часа ночи. В доме Павловых давно уже все спят. Только в одной комнате горит свет. Вано никак не может уснуть. С самого утра его гложет одна-единственная мысль.
Было десять часов утра, когда Вано, оставшийся два года тому назад после смерти отца с матерью, отправился в Харасу за молоком. Молоко они брали у старика Захаряна, прожившего бурную жизнь. Он жил со своей женой Тамарой внизу, в долине, где у него было небольшое крестьянское хозяйство. Старая корова, по имени Зоя, давала им молоко, а из овечьего молока (у них было около пятидесяти овец) они делали сыр.
Каждое утро Вано приходил за молоком и каждое утро дедушка Захарян рассказывал ему какую-нибудь историю из его жизни. Однако история, которую Вано услышал сегодня утром, не выходила у него из головы, и сейчас он все еще размышлял о ней.
С восторгом рассказывал Вано дедушке о том, как несколько дней тому назад он и еще несколько деревенских ребят привязали Акопа Цухашвили, тихого, спокойного мальчика, сверстника Вано, к дереву и хотели заставить его читать молитвы. «А когда он отказался, мы его поколотили»,- закончил Вано свой рассказ.
– Дедушка Захарян, почему люди верят в Бога и Иисуса?- спросил он вдруг старика, когда тот сделал ему замечание за это издевательство над сыном евангельского христианина Цухашвили.
– Это трудный вопрос,- ответил старик с некоторой грустью.- Я хочу рассказать тебе историю, которая поможет тебе лучше понять этих людей. Видишь горы – там, на востоке?- Он указал вдаль, через долину.- Семья Цухашвили родом из этих гор. Мы называем их горами смерти. За этими горами есть долина, а в ней деревня. Эта деревня и сегодня еще носит название Геруси. Прежде она была совсем маленькой, никто не хотел там жить.
– А почему? – спросил Вано удивленно.
– В той долине очень мало воды,- только маленький родник. Сначала там жили только те, кто скрывался от полиции.
– Где же они скрывались?- спросил любопытный Вано.
– Много веков тому назад в горах от турок скрывались грузины и армяне. Турки тогда завоевали нашу страну и хотели обратить ее христианских жителей, грузин и армян, в мусульманскую веру. Грузины и армяне сопротивлялись этому, но у них было слишком малое войско. После того, как они проиграли битву, где много их воинов погибло, они бежали в горы и стали жить в пещерах.
– Как, в пещерах? – Вано даже не понял сначала.
– Ну да, они не хотели, чтобы их жилище было заметно снаружи, и поэтому использовали пещеры для жилья. Кроме того, они выкопали новые пещеры. Это была очень тяжелая работа, однако люди не хотели стать мусульманами, они любили своего Бога, Иисуса, и не хотели отрекаться от него. Поэтому и никакая работа не была им в тягость, лишь бы они могли сохранить свою веру.
– Но зачем все это? Ведь Бога нет. Мой папа и учительница в школе часто говорили об этом. Раньше попы по-разному обманывали простых людей, чтобы те сохраняли веру. Но Ленин открыл народу глаза. Теперь мы все видим, что Бога нет. Как жаль, что эти люди не знали тогда нашего Ильича.
– Да, Вано, но послушай дальше. Ты меня спросил, где притаились люди, которых преследовали турки. Там наверху, в пещерах, они устроили себе жилище. Но потом турки обнаружили и эти убежища. Долго раздумывали над тем, как поступить с пещерами. Тогда, при царе, было все иначе, чем сейчас. Тогда задумались над тем, что можно сделать с этими пещерами. И тут кому-то пришла в голову идея поселить там христиан, так называемых евангельских христиан, потому что в других районах страны их-за них было много волнения. После того как приняли такое решение, приступили к его исполнению. По всей России стали арестовывать активных христиан и отправлять целыми колоннами в Геруси.
– Дедушка, мне непонятно, как это так? Ведь при царе большинство людей были верующими, да и сами цари были христиане, не так ли?
– Да, ты, конечно, прав, но только здесь вот в чем дело. Хотя большинство христиан верили в Бога и ходили в церковь, но продолжали жить так, как они считали правильным. Ты ведь знаешь, что у христиан есть книга, которая называется Библия. В ней написано, как они должны вести себя. При царе только попам разрешалось читать Библию. Многие попы были настоящими жуликами: они очень часто говорили народу совсем не то, что написано в Библии.
– Что, например?- прервал его Вано. Слова дедушки внесли в его душу сильное смятение.
– Ну, например, в Библии написано, что Иисус выступал чаще в защиту бедных и против богатых. А попы говорили, что богатство идет от Бога, а бедность – это Божье наказание, поэтому богачи ближе к Богу и лучше знают, что есть воля Божья. А в Библии все как раз наоборот. Попы получали деньги от богачей и за деньги проповедовали то, что Иисус никогда не говорил.
– Значит, это были не настоящие христиане!
– Конечно. И Ленин правильно сделал, что наказал таких попов. Но были и другие проповедники. Они постоянно рассказывали народу о лукавстве и лживости попов и читали истинную Библию. Этих верующих назвали евангельскими христианами. Их становилось все больше и больше, и попы испугались, что весь народ покинет церковь. Тогда попы подговорили царя преследовать этих христиан. Царь, который был такой же христианин, как и его попы, издал жестокий закон.
– А что это был за закон, дедушка Захарян?
– Этот закон был издан в 1894 году в Москве и известен как «Закон против штундистов». В нем, например, говорилось: детей у родителей штундистов надо отнимать и передавать родственникам, истинным православным христианам, или же они должны находиться в подчинении у местного духовенства, то есть у попов.
Этим христианам запрещалось все. В их паспорте и виде на жительство стояла отметка о том, что они штундисты. Их не разрешалось принимать на работу. Они не имели права приобретать имущество и менять место жительства.
Запрещалось хоронить штундистов на официальных кладбищах. Это все лишь несколько статей из этого закона. А когда, тем не менее, все больше людей принимало эту веру, их стали ссылать в Геруси, в эту страшную долину – там, на востоке.- Дедушка Захарян опять показал рукой туда, где в хорошую погоду отчетливо виднелись высокие горные склоны.
– Там, в этой долине они умирали сотнями, но не отступили от своей веры. Им не давали возможности снабжать себя продуктами. Ты только представь себе: тощая земля не давала урожая, а в город им не разрешалось приходить, так что их жизнь походила скорее на медленную смерть.
– Дедушка, а пещерные жилища еще существуют?- спросил задумчиво Вано.
– Наверняка. Но до них нелегко добраться. Я иногда хожу в эту долину. Если хочешь, Вано, я как-нибудь возьму тебя с собой.
– Ой, конечно! Спасибо!
– Так вот, Вано, эта благочестивая семья Цухашвили как раз из этой долины. Их предки выжили тогда в Геруси.
Теперь, когда Вано лежал в постели и вспоминал события прошедшего дня, он сердился на себя за то, что они поколотили беднягу Акопа. Он даже завидовал ему, что у него такие мужественные предки.
И каждый раз, когда он думал о посещении долины Геруси вместе с дедушкой Захаряном, сердце его начинало биться сильнее. «Я обязательно расскажу обо всем этому Араму и Васе. Они тоже должны пойти вместе с нами».- С этими мыслями Вано наконец заснул.