Три основания молитвенной жизни
Posted on 04. May, 2013 by bread in Богословие
Если вы хотите молиться в силе Святого Духа, вы должны прежде всего положить крепкое основание для молитвы. Любой строитель знает, что надежность строения зависит от его фундамента. Ни одно здание не будет стоять долго, не имея крепкого основания. Эта же истина справедлива и по отношению к молитвенной жизни. Для того чтобы построить постоянную, библейскую молитвенную жизнь, вы должны начать с правильного основания. Без крепкого основания молитвы ваши отношения с Христом будут слабыми и непостоянными.
Давайте мы исследуем три основания, крайне важных для развития преисполненной силы молитвы и способных изменить вашу жизнь. Эти основополагающие истины важны не только для молитвы, они крайне необходимы для всей вашей жизни во Христе. Помните: когда речь идет о вашей молитвенной жизни, мы не подразумеваем какой-то вид деятельности или отрасль знания – речь идет о самой сердцевине ваших отношений с Христом!
Личные взаимоотношения с Богом в молитве
Первое основание молитвенной жизни: вы должны рассматривать ежедневную молитву как личные отношения с Богом, а не как какую-то обязанность или повинность.
Обратите внимание на то, что фарисеи проводили много времени в молитвах и постах, но у них не было личного общения с Богом. Эффективная молитвенная жизнь – это ваше посвящение близким отношениям с Богом. Молитва – это выражение того, что Он желает ваших личных отношений любви, покорности и доверия. Молитву должно рассматривать как посвящение значительной части личного времени общению с живым Богом.
Евангелие от Иоанна 17:3: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и Посланного Тобою Иисуса Христа».
Просто поразительно, что мы делаем сильный акцент на служение и работу для Бога, в то время как превыше всего Он хочет сердечной личной любви. Евангелие от Матфея 22:37: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей, и всем разумением твоим». Наконец, в Первом послании к коринфянам 13:1-3 Павел утверждает, что жертва и служение напрасны, если они не исходят из искренних отношений любви.
Позвольте мне проиллюстрировать этот важный момент. Когда вы встречались со своей второй половиной, вы когда-нибудь говорили:
«Дорогая(-ой), ты очень много значишь для меня, и поэтому я буду проводить с тобой целых пять минут каждый день!» или «Любимая(-ый), для меня так трудно проводить время вместе с тобой, но я приложу все усилия, чтобы дарить тебе несколько минут в неделю!»? Друзья мои, если вы когда-нибудь говорили что-либо подобное, я уверен, что ваша возлюбленная(-ый) никогда не вышла бы за вас замуж (не женился бы на вас).
Почему же такие заявления кажутся нам такими нелепыми? Ответ очень прост. Если вы действительно кого-нибудь любите, вы хотите проводить с этим человеком как можно больше времени вместе. Если вы любите, то близкие отношения становятся для вас радостью, а не обязанностью!
Если вы действительно любите Бога – время, проведенное с Ним, является для вас величайшей радостью жизни.
Что, по вашему мнению, чувствует Бог, когда вы не уделяете времени для общения с Ним или уделяете его очень мало? Что означают для Бога ваши слова: «Для меня так трудно уделить время для серьезной молитвы и чтения Слова!»? Когда вы заявляете подобное, вы говорите четко и ясно: «Бог, я не люблю Тебя и не хочу проводить время с Тобой». Вы говорите Богу, что не намерены развивать личные взаимоотношения с Ним. (Помните: дела говорят громче, чем слова).
Учитывая нашу сверхзанятость, мы должны обратить особенное внимание на важнейший урок из Евангелия от Луки 10:38-43. В этой истории две сестры, Марфа и Мария, имели абсолютно разные представления о том, что для Бога имеет значение. Марфа была занята, выполняя различную работу для Иисуса, но у нее не было времени, чтобы пообщаться с Ним. Мария же наоборот – превыше всего ценила время, проведённое в присутствии Иисуса, слушая Его. Через некоторое время Марфа подошла к Иисусу, чтобы упрекнуть Марию за ее праздность. Но, к своему удивлению, в ответ она услышала упрек в свою сторону, потому что Иисус сказал, что Мария избрала «лучшую часть», которая не отнимется у нее. Эта история открывает нам истину огромной важности! Прежде чем начинать работать для Бога, нам нужно проводить много времени с Богом.
Печально, но большинство верующих сегодня скорее похожи на занятую Марфу, чем на молящуюся Марию. Мы настолько заняты, работая для Бога, что у нас нет времени, чтобы провести время с Богом. Иисус ясно говорит, что мы в первую очередь должны проводить много времени с Ним. Только тогда мы сможем любить Его так, как Он этого хочет. В Евангелии от Иоанна 15:5 Иисус говорит, что мы ничего не можем делать, если у нас не будет близких отношений с Ним. А такие отношений можно создать, проводя много времени с Ним в молитве!
Друзья, если вы слишком заняты, чтобы проводить достаточно времени в ежедневной молитве, вы упустили смысл общения с Богом и служения Ему. Превыше всякого служения в мире Бог желает наших с Ним близких отношений, отношений любви и верности.
Если вы собираетесь стать сильным ходатаем и христианином, вы должны рассматривать свою молитву как взаимоотношения с Богом, а не как религиозный обряд или требование закона. Если вы рассматриваете молитву как отношения любви, которым необходимо посвящать время каждый день, – это первое основание плодотворной молитвенной жизни!
Постоянство молитвенной жизни
Второе основание плодотворной молитвенной жизни: вы должны посвятить себя тому, чтобы проводить достаточно времени наедине с Богом, молясь регулярно.
Возможно, самым большим препятствием для современной духовности является суетная жизнь сегодняшнего общества. Современные верующие купились на уловку, что три-четыре минуты «ежедневной молитвы» и составляют молитвенную «жизнь с избытком». Но, и с библейской, и с исторической точек зрения, это отстоит от истины весьма далеко! Конечно, мы должны отдавать должное кратким молитвам в церкви, но мы никогда не должны предполагать, что такие молитвы способны заменить молитвы в «тайной комнате», когда мы приходим в Божье присутствие и ограждаем себя от всего, окружающего нас. Евангелие от Матфея 6:6: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Если мы внимательно посмотрим на молитвенную практику Иисуса и новозаветных верующих, становится ясно, что они регулярно проводили много времени в усиленной молитве. Несомненно и то, что многие верующие и церкви, пережившие духовные пробуждения, в среднем проводили гораздо больше времени в молитве, чем мы. Если вы изучите биографии людей, которых могущественно использовал Бог, вы найдете одну отличительную черту, которая объединяет их всех. Практически все без исключения эти великие, слуги Божьи проводили много времени в пламенной ежедневной молитве!
Короткие одиночные и непостоянные молитвы никогда еще не производили сильных исполненных Духом верующих. Более того, поспешные и нерегулярные молитвы никогда не приводили и не приведут к духовному пробуждению. В Америке «богом» для большинства христиан является удобство и комфорт. Мы хотим отдать Богу минуту-две времени и пытаемся втиснуть Его в наш перегруженный график работы, если это будет нам удобно. Бог Вселенной заслуживает намного больше этого, чтобы проявить Свою силу в нашей жизни.
Если Иисус и Первоапостольская церковь проводили так много времени в молитве – что заставляет нас думать, что мы можем проводить его меньше? Если каждое поколение, пережившее Великое Пробуждение, проводило много времени в молитве – почему мы думаем, что Бог изменил Свои требования к нам сегодня? Его требования не изменились и не изменятся! К сожалению, изменилось наше представление о сути эффективной молитвенной жизни. Цель моя вернуть верующих к основной библейской практике – проводить достаточно времени в ежедневной молитве.
Позвольте еще раз сформулировать второе основание более простыми словами. Ни один верующий не может развить эффективную библейскую молитвенную жизнь без регулярного общения с Богом. Это основное требование и неизменный духовный принцип. Друзья мои, пока вы не определитесь с этим вопросом и не посвятите себя ежедневному общению с Богом, вы никогда не познаете всей глубины молитвы и духовной зрелости.
Но что же означает твердое решение проводить достаточно времени наедине с Богом?
Давайте мы проанализируем и начнем мы с первой части этого определения.
Первая часть определения говорит о необходимости полного посвящения. Я еще раз подчеркиваю: время для молитвы – это первостепенный приоритет вашей жизни, который вы должны планировать и соблюдать, как вы планируете и предпринимаете меры защиты своих планов.
Но почему наши молитвы должны быть такими полными.
Первая причина – сатана боится ходатайства больше всего и атакует нашу молитвенную жизнь так, как не атакует ни одну из сфер нашей жизни. Он это делает по следующим, причинам:
• молитва – это важная часть вашего арсенала для духовного сражения (2 Кор. 10:7). Все другие виды оружия можно использовать только посредством молитвы;
• молитва – решающий фактор для облачения во всеоружие Божье (Еф. 10:17);
• молитва – это первый способ обретения духовной власти и эффективного ведения духовного сражения (2 Кор. 10:3-5; Еф. 6:10-17);
• молитва имеет решающее значение для истинной евангелизации (Деян. 2-4);
• молитва – это центральный элемент всех великих пробуждений и духовных возрождений в одном ряду с Писанием (2 Пар. 7:14; 15)
Так как молитва и Писание являются вашим первостепенным оружием, неудивительно, что сатана будет делать все, что угодно, чтобы удерживать вас от постоянной молитвы. Он также будет сражаться за то, чтобы не дать вам возможности реализовывать вашу молитвенную силу. Если он не сможет помешать вам молиться, он будет пытаться мешать вам молиться эффективно. Если ваше посвящение молитве неполное, сатана, несомненно, отнимет у вас и то, что у вас было. Он настроит вас на совершение поверхностных и слабых молитв. План сатаны состоит в том, чтобы настолько занять вас выполнением «хороших дел», чтобы у вас не оставалось времени.
Вторая причина – наша плоть всегда противится развитию эффективной молитвы.
Следующие места из Писания содержат яркие примеры того, как плоть противится молитве и духовному росту (Мф. 26:40-41, Рим. 7:14-18). Из этих мест Писания видно, что серьезная молитва – это духовная брань, а не короткое сладостное созерцание. Сильное ходатайство часто связано с тяжелым духовным трудом и борьбой. Демоническая атмосфера нашей планеты противостоит молящемуся подвижнику. Наши физически тела и земные страсти противятся практике усиленной молитвы.
После поступления в университет мне пришлось много времени уделять учебе, так как я решил изучить большое количество различных предметов. Но, несмотря на мое перегруженное расписание, я знал, что Бог призывает меня проводить много времени в ежедневной молитве и изучении Слова. Чтобы делать это, мне приходилось вставать по утрам очень рано. Вскоре я обнаружил, к своему несчастью, что могу просто машинально выключить будильник и… спать дальше – не помня, как я это сделал! Моя плоть определенно противилась тому, что для меня являлось приоритетом.
После того как я помолился об этой проблеме, Бог дал мне очень забавное, но эффективное ее решение. Я купил очень громкий будильник и поставил его не в своей комнате, а в конце коридора. Мне приходилось быстро вскакивать с постели и бежать определенное расстояние, чтобы выключить будильник,
Каждое утро, когда я, спотыкаясь, бежал по коридору, чтобы выключить будильник.
Так утренние молитвы очень скоро стали самым прекрасным в моей жизни!
Сегодня некоторым такие методы могут показаться глупыми, но, мой друг, в этом вся суть! К чему бы вам не пришлось прибегнуть ради сохранения и защиты вашего общения с Богом, вы должны сделать это! В противном случае ваша плоть одержит победу над вами!
Вам, может быть, придется поднимать трубку телефона и говорить людям, чтобы они не беспокоили вас во время ваших молитв. Как бы там ни было, вы должны постоянно находить место и время, чтобы пребывать наедине с Богом, даже если
вам придется для этого выйти на улицу и помолиться. Ваше посвящение молитве
должно быть полным – в противном случае вы будете непостоянны.
Третья причина – понятие этого мира о силе и развитии человека прямо противоположно представлениям Бога.
Следующие места из Писания откроют так необходимую истину современному христианству. Книга Судей 7:2: «И сказал Господь Гедеону: „Народа с тобою слишком много, не могу Я предать мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: „Моя рука спасла меня”». Книга пророка Исайи 55:8: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, – говорит Господь».
Без сомнения, Божьи пути противоположны путям человека. Мы склонны придавать огромное значение и уделять много времени человеческим мерам организации, стратегии и методологии. Стандарт этого мира – развивать и превозносить человеческие программы, силу и способности. Но, как ясно показывает Писание, Божий стандарт – привести нас к точке полной беспомощности и всецелого доверия Ему (2 Кор. 12:9).
Бога огорчает наше стремление к развитию наших собственных способностей и избежание зависимости от Него, столь необходимой для молитвы. Но, к сожалению, именно так и выглядит современное христианство. Мы можем иногда молиться для галочки, но молитва определенно не является приоритетной практикой. Просто говорить, что молитва жизненно необходима, еще не значит практиковать ее как жизненно необходимый компонент.
Друзья мои, ваше посвящение развитию молитвенной жизни должно быть
полным, потому что вам не придется идти за толпой. Истинно исполненная силы молитвенная жизнь просто не является практикой большинства современных верующих, включая многих христианских лидеров и церковные программы. Однако я ощущаю, что перемены грядут. Божий народ медленно начинает возвращаться к глубокому духовному очищению, смирению и молитве,
проводить достаточно времени наедине с Богом, молясь регулярно.
Что же это означает – проводить достаточно времени наедине с Богом? Я считаю, что ежедневно – вот наилучшее объяснение этой фразы. Никто не станет сомневаться, что это бесспорное библейское указание. Однако очень важно избегать законничества. Помните: ваше время, проведенное в молитве, должно рассматриваться как выражение близких отношений с Богом, а не как повинность или строгое требование. Хотя очень важно быть дисциплинированным, чтобы регулярно проводить время с Богом, вы не должны чувствовать на себе осуждение, если не все идет, как запланировано. Бог не хочет, чтобы вы со страхом смотрели на часы и ждали Его осуждения, если опаздываете на несколько минут.
Очень важно также понять значение слова достаточно времени с Богом. Сколько времени можно считать «достаточно» для ежедневной молитвы? Хотя я никогда не пытался определить какое-то количество, все же могу сказать, что не является достаточным временем. Трех-четырех минутные молитвы явно не подходят под определение исполненной духовной силы молитвенной жизни. За такой короткий период времени просто невозможно развить и использовать все важные типы молитвы. Трех-четырех минут не достаточно, чтобы развить серьезные, прочные взаимоотношения с Богом.
Я могу предложить проводить в ежедневной молитве в общей сложности как минимум от 30 минут до одного часа. Лучше если это время будет использовано за один раз, но может быть разбито на три части, длительностью каждая как минимум в десять минут.
Пребывать в регулярной молитве означает уделять общению с Богом не только достаточно времени, но и достаточно часто. Почему так важно проводить время наедине с Богом регулярно! Приведу четыре важных причины.
1. Время наедине с Богом – это библейский пример Иисуса Христа и жизни многих сильных христиан истории. Так как Иисус – это первый пример для нас, следовательно, мы должны следовать Его молитвенной практике (Лк. 6:12; 9:18; Мк. 1:33-35).
2. Писание указывает на необходимость наличия уединенного места ради поиска лица Божьего. Евангелие от Матфея 6:6: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
3. Когда мы молимся, мы общаемся с Богом всей вселенной, и Он заслуживает нашего всецелого внимания. Иеремии 29:13:
«…и взыщете Меня – и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим». Как можно себе представить серьезную аудиенцию у Бога всей вселенной, если мы постоянно отвлекаемся на что-то другое? Если такое поведение недопустимо по отношению даже к земному руководителю или лидеру, почему мы можем позволять себе относиться так к Богу?
4. Бог часто говорит тихим, спокойным голосом, и мы должны успокоить свои сердца, чтобы ясно услышать Его. Просто невозможно отдавать Богу наше внимание, одновременно занимаясь каким-то посторонним делом.
Вне сомнений, развитие истинно сильной молитвенной жизни требует регулярного выделения определенного времени наедине с Богом. Однако я не хочу сказать, что мы должны молиться в течение всего дня. Фактически,
Павел сказал, что мы должны молиться «непрестанно» (1 Фес. 5:17), молиться,
пока мы едем на работу или моем посуду, такие молитвы никогда не заменят той глубокой посвященной молитвы, которую Иисус назвал «молитвой в тайной комнате», или уединенной молитвы.
В Евангелии от Луки 11:1 ученики Иисуса выразили самую мудрую просьбу с их стороны: «Господи, научи нас молиться». Это, возможно, самая значимая просьба, которую может выразить христианин, обращаясь к своему Отцу. Но мы всегда должны помнить одну великую истину о молитве. Научиться молиться можно, лишь молясь. Мы не научимся молиться, читая книги или посещая конференции (хотя и это важно!). Чтобы научиться молиться, мы должны постоянно «приходить к практике». Друзья, есть один превосходный способ такой практики. И этот способ – ваше постоянное ежедневное время молитвенной беседы с Отцом! Прежде чем перейти к следующему основанию плодотворной молитвы, я хочу рассказать вам историю о несостоявшемся футболисте.
Однажды к тренеру по футболу пришел старшеклассник крепкого телосложения и изъявил желание научиться играть в футбол. Тренер очень обрадовался, увидев такого потенциального игрока, и сказал: «Сынок, я так рад, что ты хочешь играть в нашей команде. Нам так необходим игрок такого телосложения, как ты!» Потом тренер пригласил парня на тренировку, которая проводилась на следующий день, и заверил, что у него будет шанс поиграть за команду.
На протяжении следующих трех дней тренер с нетерпением ожидал появления новичка, но молодой человек так и не появился. Неделю спустя этот же юноша снова встретил тренера и сказал: «Тренер, я очень люблю футбол и действительно хочу стать членом вашей команды». Тренер ответил ему: «Я рад этому, но ты не приходил на тренировки. Сынок, ты нужен нашей команде, но, если ты хочешь играть в составе команды, тебе необходимо приходить на тренировки ». Молодой человек заверил тренера, что придет на тренировку на следующий день.
Прошла еще одна неделя. Парень так и не появился ни на одну из тренировок. Немного времени спустя молодой человек издали увидел тренера и крикнул ему, чтобы тот подождал его и поговорил с ним. Но вместо того, чтобы остановиться, тренер продолжал идти. Молодой человек подбежал к тренеру, стал перед ним и начал произносить уже знакомую речь. Когда парень в очередной раз выразил свое желание играть в футбол, тренер внезапно прервал его: «Нет, сынок, на самом деле ты не хочешь играть в футбол. Я говорил тебе: чтобы играть, нужно тренироваться. Но тебе больше нравиться заниматься чем-то другим, чем платить цену, чтобы стать членом команды. Когда ты говоришь, что хочешь играть, но не приходишь на тренировки, ты просто обманываешь сам себя. Теперь извини, мне нужно идти, тренировать ребят, которые действительно хотят играть в футбол!»
Многие из нас выражают подобное желание Богу: «Господь, я действительно, хочу возрастать духовно и хочу, чтобы Ты использовал меня .
Я очень хочу знать Тебя и увидеть пробуждение в нашей церкви и в нашей
стране. Господи, я хочу, чтобы Ты постоянно исполнял меня Святым Духом и научил меня молиться в силе».
Бог сразу же отвечает вам следующее: «Если ты на самом деле хочешь всего этого, тогда ты должен постоянно „приходить на тренировку” и платить цену в регулярной молитве» (см. Иер. 29:13, Ин. 15:5-8). Запомните хорошо: «место тренировки» – это время, проведенное с Богом наедине в ежедневной и регулярной молитве. Друзья, если мы говорим, что хотим возрастать, но редко появляемся в тайной комнате для серьезной молитвы, мы просто обманываем самих себя! Бог не может научить вас молиться, если вы отказываетесь «приходить на тренировку»! Теперь вы начинаете понимать, почему эта вторая основополагающая так важна? Пока вы серьезно не посвятите себя ежедневной и регулярной молитве, вы никогда не достигнете зрелости во Христе. Вы никогда не станете сильным человеком молитвы, пока ежедневно не предоставите Богу время.
Благодатью Божьей вы можете совершить все это! Если вы начнете с 30-45 минут каждый день, Бог полностью изменит вашу жизнь, вашу семью и ваше служение. По сути, речь идет о выборе, который нужно делать каждый день. Либо «Да, я буду проводить время с Богом каждый день», либо «Нет, я не буду». Я молюсь, чтобы ваш ответ был «да».
3. Разнообразие молитвенной жизни
Третье основание плодотворной молитвенной жизни: плодотворная молитвенная жизнь требует сбалансированной практики всех пяти типов молитвы.
Исполненная силы молитвенная жизнь должны быть библейски сбалансированной молитвенной жизнью. Но что мы имеем в виду под «библейски сбалансированной»?
Пример:
Все мы знаем, что такое сбалансированное питание. При сбалансированном питании мы употребляем в пишу продукты всех основных групп в необходимом количестве. Все мы знаем, что происходит, если употреблять в пищу продукты только одной или двух групп и игнорировать другие группы продуктов. Не придется долго ждать, чтобы отправиться в больницу с симптомами, вызванными
неправильным питанием. Друзья этот же принцип справедлив и для сбалансированной библейской молитвы.
В среднем существует пять основных типов молитвы. Если вы будете молиться лишь одним или двумя, регулярно игнорируя другие, вы не сможете развить прочные отношения с Христом.
Подобно тому, как несбалансированное питание приводит к физической слабости, несбалансированная молитвенная жизнь приводит к духовной слабости.
Необходимо понять, почему Бог дал нам различные типы молитвы. Каждый тип молитвы играет свою уникальную роль в развитии и созидании наших отношений с Христом. Если вы слабы и непостоянны в каком-то типе молитвы, вы слабы и непостоянны в ваших отношениях с Богом и служении Ему.
Пять типов молитвы:
1. Хвала, благодарение и поклонение.
2. Исповедание и покаяние.
3. Прошение и моление.
4. Ходатайство.
5. Размышление (молитвенная сосредоточенность на одной из духовных тем).
Если вы постоянно будете игнорировать какой-либо из этих типов молитвы, ваши отношения с Богом будут ограниченными. Но не отчаивайтесь! Вы можете понять и пережить все эти типы молитвы в ваших отношениях с Богом.
Вопросы для размышления
1. Своими словами объясните, почему так важно рассматривать молитву как способ выражения личных отношений с Богом (Мф. 22:37; Ин. 17:3 и 1 Кор. 13:1-4).
2. О чем говорят Богу ваши действия, если вы выделяете мало времени для чтения Библии и молитвы?
3. Какая отличительная черта характеризует жизнь людей, могущественно используемых Богом?
4. Приведите три причины, по которым мы должны полностью посвятить себя тому, чтобы проводить ежедневно достаточно времени в общении наедине с Богом.
5. Как вы можете объяснить понятие библейской молитвенной жизни?
Почему так важна молитвенная жизнь?