Бог есть Творец
Posted on 04. May, 2013 by bread in Богословие
Ис. 45,7; Амос. 3,6
«Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это»
В предшествующем приведенному месту Библии стихе Бог заявляет, что Он есть «Иегова», единый истинный Бог – и нет иного (ст. 5 и 6). Это заявление должно было охранять Кира, Его помазанника, призванного избавить Израиль от вавилонского плена, от идолопоклонства, которое восприяли его предки, и от собственного превознесения. Однако эти слова служили увещанием как для Кира, так и для всего еврейского народа, склонного еще с давних времен к идолопоклонству. Великая истина, которая преподается нам тут и которая, однако, все еще слишком мало признана и принята сердцем, заключается в том, что никто другой, а только «Иегова», Бог Библии, есть Бог. Он – единоистинный и живой Бог, создавший нас и все в мире. Кого мы любим и Кому поклоняемся, Которому должны доверять и повиноваться.
Для того, чтобы мы имели правильное понятие о Нем, Он не только заявляет, что Он есть единый и истинный Бог, но также, что Он управляет всем и что в Его руках безграничная власть, что Он – Создатель всего, всякой судьбы, и ничего не случается и не может случиться без Него. «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия, Я, Господь, делаю все это».
Слова «мир» и «зло», или «бедствия», здесь имеют то же значение, как благополучие и несчастье. «Мир» здесь не употребляется в значении мира вообще, в строжайшем смысле этого слова, но как определение всего доброго, приятного и благодатного. Слово «зло» в этом месте означает не зло греха или зло вообще, потому что начало греха не лежит в Боге, но оно означает то зло, которое является последствием греха и наказанием за него, как, например, неспокойные времена, война, голод, меч, чума, всякая нужда и скорбь. Для доказательства того, что слово «зло» обозначает здесь не самый грех, а всякую нужду и печаль, приведем несколько других текстов из Слова Божьего, в которых в подлиннике появляется это же слово «зло» и где его значение ясно.
В Бытие 40,7 Иосиф спрашивает своих товарищей по заключению: «Почему ваши лица так скорбны сегодня?» Буквально: «Почему ваш вид сегодня злой?» (де Вeттe). Во Второзаконии 31,17 Господь выражает Свой гнев при виде идолопоклонства, в которое впал Израиль: «И возгорится гнев Мой на него в тот день, и Я оставлю их и сокрою лице Мое от них, и он истреблен будет, и постигнут его многие бедствия и скорби, и скажет он в тот день: «не потому ли постигли меня эти бедствия, что нет Бога моего среди меня?» В книге Иова 2,10 написано: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» Тут слово «злое» лучше всего объясняется сопоставлением со словом «доброе», из чего выясняется, что здесь речь идет не о грехе, а о нужде и о скорби; в пользу этого говорят события жизни Иова, также взаимная связь слов; нужда и скорбь, а не грех, было то, что Бог допустил произойти с ним.
Из этих стихов Писания достаточно выясняется, что слово «зло» означает здесь не самый грех, а его последствия. Господь свят, Он – враг греха и отвращается от него, уже по этой причине нельзя предполагать, что Он создает грех, то есть то самое, от чего Он отвращается, нечто восстающее против Него Самого и не покоряющееся Ему. Напротив, Он есть Тот, Который останавливает грех и разрушает дела дьявола, Который Сам больше всего пострадал из-за него, который отнял у него власть и уничтожил его. Факт тот, что если бы Господь не властвовал над грехом и не задерживал бы его, то на свете было бы гораздо больше греха и его действия были бы гораздо ужаснее. Зачинщик греха – дьявол, и люди давали и дают ему возможность прельщать себя грехом; таким образом, всякий грех людей есть их же вина и их позор. Что Бог ненавидит грех и отвращается от него, Он доказывает тем, что не оставляет греха без последствий, а вводит согрешившего в нужду и скорбь. Он производит не грех, а его последствия и наказание за него, чем Он доказывает не только Свою святость и справедливость, но и Свою любовь.
Совсем то же самое, что нам говорит стих нашего текста, указывается нам в другом стихе Писания, а именно в Амоса 3,6: «Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?» Слово «бедствие» здесь означает опять-таки не что другое, как всякую нужду и всякое горе, посланные Богом на Свой народ по причине греха последнего, которые должны служить наказанием и назиданием ему. Бот хотел, чтобы народ Его принимал к сердцу все свое бедствие как посланное Им наказание.
Одновременно с этим опровергает Слово Божье другое заблуждение, существовавшее еще во времена пророка Исайи и очень распространенное тогда, а именно, что существует два бога, один добрый и один злой; добрый Бог, от которого исходит все добро, и злой, которому приписывали происхождение греха и его последствий. Кто же, однако, не сознает противоречия в таком понятии о «злом» боге? Демич говорит по поводу этого следующее: «Слова в книге пророка Исайи, 45,7, обращенные к персидскому царю Киру содержат в себе противоположное персидскому учению о боге добром (Ормузде), творящем добро, и боге злом (Аримане), которому обязано зло своим происхождением».
При этом мы не можем не упомянуть, что исследование происхождения греха – напрасный труд, в который мы никогда не должны входить. Главный наш вопрос должен быть не «как и откуда произошел грех?», а «каким образом можем мы освободиться от него и как он может быть уничтожен?» Многие люди уподобляются человеку, который, в то время как дом охвачен пламенем, начинает рассуждать, каким образом произошел пожар, вместо того чтобы поспешить спасти свою жизнь.
Решительное заявление Бога в нашем тексте учит нас также и тому, что отнюдь нет никакой случайности, что ничто не происходит по произволу судьбы, но что все послано и определено Богом. Он управляет всем, ничто не может случиться без Его воли, вес происходит пред Его очами, по Его вечным планам, Его Божественному предусмотрению, по Его допущению и определению. Промысел Божий простирается гораздо дальше, чем мы обыкновенно думаем или верим; так что даже и воробей не падает с крыши без ведома и воли Отца, и все наши волосы на голове сочтены (Матф. 10,29-30). Эта истина – великое утешение для всех верующих.
Несчастны и не имеют никакого утешения те люди, которые не верят в этот промысел Божий и считают все за случайность, за само собой случившееся и за удары судьбы. Постараемся верить, что все, что случается с нами, не только Божье определение, но также и премудрый и милостивый Его план: здоровье или позор, радость или скорбь, жизнь или смерть – во всем этом Бог имеет известную и благую цель, которую Он хочет достигнуть и достигнет, потому что как нет случайности, так нет и слепой, неопреодолимой судьбы, по воле которой якобы все происходит, которая неизбежна и не имеет никакой причины и цели. Нет, все, что случается, делает Бог, и потому оно так правильно, мудро и лучше всего. «Я образую свет и творю тьму; делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь делаю все это». Вот почему мы не верим ни в случайность, ни в слепую судьбу или какой-либо ее произвол, но лишь в управление Бога, Который не только Создатель, а также и Руководитель, поддерживающий все, и «знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (подл, текст: «все вещи содействуют, действуют вместе, к добру». Рим. 8,28). Поэтому:
О, передай бразды правленья Ему, премудрому царю; Он разрешит твои сомненья, Ты дашь Ему честь и хвалу. Когда чудесно Он исполнит великий Свой премудрый план, Рассеет Он твою печаль и даст делам твоим венец.
ОПРАВДАНИЕ ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ
Матф. 8,31-32
«И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде»
Вся восьмая глава Евангелия от Матфея, в конце которой находится наш текст, особенно интересная и поучительная глава в истории жизни Иисуса. Она дает нам познать Его в великой любви Его к грешникам, в человечестве и в Божественности Его, как и в Его мощи и величии; она описывает нам, как Он освобождает от самых тяжких телесных и душевных страданий, как Он доказал Свою власть над силами природы и как Он повелел не только буре и волнам, а также и демонам, даже их легионам, отступить, и они послушались Его.
Хотя мы не намереваемся здесь подробно объяснять историю об изгнании демонов, которая является очень подходящей для проповеди, мы все же хотим сказать нечто для разъяснения тех затруднений, которые многие находят в ней.
Нам рассказывается, что Господь Иисус пришел в область гергесяне (ст. 28). Многие предполагают, что гергесяне были потомками бывших гергессев, упомянутых уже в Бытие 15,21, Второзаконии 7,1 и Иисуса Навина 24,11. Во всяком случае они были по большей части языческим народом, и мы можем воздать Иисусу лишь достойное поклонение, видя, как Он идет искать также и погибших язычников. Евангелист Марк говорит, что это была страна «Гадаринская», в чем опять многие сейчас же готовы найти противоречие, и мы видим здесь, как часто люди лишь по причине своего невежества находят разные противоречия в Священном Писании. Дело обстоит так: Гадара находилась вблизи Геннисаретского озера и была одним из городов так называемого «Десятиградия» (Матф. 4,25). Гергеса, или Гераса, была другим из этих городов, приблизительно на 2-3 мили к юго-востоку от Гадары; следовательно, она находилась недалеко оттуда. Итак, Господь Иисус пришел в область этих двух городов, из которых у одного евангелиста назван один, а у другого – другой. Таким образом, все равно было сказать: область гергесян или область гадарян – это было одно и то же. Мы должны были бы заметить здесь, что различные евангелисты не согласовались или не сговаривались между собой при составлении своих Евангелий, иначе они назвали бы один город. Так большинство этих различий или мнимых противоречий в Священном Писании скорее подтверждает его Божественное вдохновение, чем говорит против него.
«Его встретили два бесноватые». Марк и Лука говорят лишь об одном, вероятно, потому, что один из двух был главным, преимущественно демоническим лицом. Это предположение тем более вероятно, что лишь при полном подчинении одного из них другому возможно было одновременное появление двух бесноватых.
Некоторые того мнения, что это были муж и жена или же, что один был евреем, а другой язычником. «Вышедшие из гробов» (из пещер, где погребали). «Это было, – говорит Ланге, – их жилищем, единственно оставшимся им, после того как они были лишены всякого человеческого надзора и попечения. Едва ли их завлекла туда одна лишь меланхолия, но во всяком случае одновременно с этим и демоническое стремление к ужасному. Гробы представляли из себя естественные или искусственно выломанные гроты в скалах, или же обмурованные подземные пещеры. Дьявол обосновался здесь, так сказать, между трофеями своей победы, среди мертвых; однако даже здесь, где он считал себя дома и где он был уверен в своей победе, как и на Голгофе, на «Лобном месте», даже и здесь Господь Иисус вел с ним войну и победил его.
Эти бесноватые, говорится далее, были «весьма свирепы». Разве нельзя так выразиться иногда и о людях, когда они дают увлечь себя гневом? Однако это естество дьявола, как мы видим здесь. «И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий?» Здесь мы видим, что демоны, прекрасно знавшие Иисуса, знали и признали Его за Сына Божьего. «Что, говорят они, – Тебе до нас?» Действительно, они не имели ничего с Ним общего, потому что Он пришел не ради них, а ради спасения людей; и они не желали иметь с Ним никакого дела, потому что Он пришел разрушить их дела. Жизненная история всех живущих без Христа людей не выражает, увы, ничего иного, как именно это: «Что Тебе до нас, Иисус?» Горе нам, если мы не имеем ничего общего с Иисусом, Спасителем грешников; и наоборот, мы блаженны, если имеем общение с Ним, а Он с нами! «Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас», т. е. наказывать нас, произвести суд над нами; как Штарке говорит: «Пришел Ты нас лишить того малого света и той свободы, еще оставшихся для нас, чтобы странствовать по миру и творить нашу волю; «прежде времени» – раньше, чем наступит время, мучить нас? Прежде чем придет последний день суда, когда умножится наша мука? (Откр. 20,14). Так как наказание злых ангелов в его большей части еще предстоит, то их теперешнее мучение состоит отчасти в сознании лишения их бывшего блаженства, отчасти в плодах их падения, особенно в зависти и неприязни, что Бог возлюбил людей так бесконечно больше, чем их». И, желаем мы прибавить, состоит оно также и в страшном ожидании суда и осуждения своего.
«И бесы просили Его: если выгонишь пас, то пошли нас в стадо свиней». Эта просьба была доказательством того, что они ничего не могут делать без Его воли и разрешения. «И Он сказал им: идите». Даже свинье, как вполне верно сказано здесь, дьявол ничего не может сделать без Божьей воли и разрешения. И Он сказал: «Войдите!» Он позволяет им это по премудрым, святым и добрым по отношению к людям причинам и потому также, что подобный скот не принадлежал к обетованной земле. «И они, выйдя, пошли в стадо свиное», которое демоны сделали таким же свирепым, как были раньше бесноватые. «И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде»; именно те свиньи, которыми овладели демоны, бросились в море вместе с ними; они сбежали, как бешеные, вниз с горы, бросились в озеро Геннисаретское и потонули в воде числом около двух тысяч (Марк. 5,13). При этом предполагают, что Христос допустил все это для того, чтобы убедить саддукеев, говоривших, как многие еще говорят и ныне, «что нет ни Ангела, пи духа» (Д. Ап. 23,7-8), потому что они не могли своими плотскими очами видеть последних. Иисус дал им здесь явное доказательство существования множества злых духов и власти их, чтобы эти неверующие не имели извинения, если бы и остались при своем неверии.
Это чудо, кроме еще одного, проявленного Им над бесплодной смоковницей, было единственным из всех чудес Иисуса, посредством которого Он разрушил частную собственность. Это служит для нас доказательством Его благодати и показывает, что Его чудеса всегда направлены были лишь к лучшему для людей. Чудеса Его были не только доказательством Божественности Его могущества, а также и Его благоволения к людям.
Неверующие все же возражают здесь, что Иисус в этом случае нарушил право собственности. Если бы они, однако, имели лишь настолько познания и веры в Божество Иисуса, насколько имели его тс демоны, то они не делали бы этого неразумного возражения. Если Иисус – истинный Бог, Каким Он здесь явил и показал Себя, то Он имеет верховное и неоспоримое право над всем имуществом людей (Пс. 50,10-12). Уничтожь Он эту самую собственность землетрясением, чумой, молнией или чем-либо подобным, что Он легко мог бы как Бог совершить, никто не мог бы пожаловаться на это. В сущности Он – властелин и хозяин всех земных благ, люди же являются лишь управителями, которым временно доверено то или другое. Далее, если те свиньи были имуществом евреев, то эти последние грешили против определенного Божьего запрещения иметь их, и было бы лишь справедливым отнять у них то, что не было их законным имуществом или не должно было быть таковым. Если же владельцы свиней были язычники, то и они грешили против закона Божьего, держа свиней в среде народа, для которого свиноводство было грехом и которому оно могло лишь служить искушением. Следовательно, было вполне справедливо удалить это беззаконие. К этому нужно еще прибавить и то, что освобождение и спасение двух несчастных людей было несравненно ценнее, чем потерянное при этом имущество.
Если люди дают все другие земные ценности ради телесного здоровья как высшего земного блага, то все-таки здоровье и спасение души бесконечно ценнее его. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Матф. 16,26). Те излеченные будут благодарить Бога вовеки за то, что Он их спас таким чудесным и славным образом, в то время как владельцы свиней, быть может, никогда не поблагодарили бы Его, если бы Он даже и оставил им их имущество.
Все желающие сказать что-нибудь против образа действий Иисуса, Который всегда премудр и справедлив, а в данном случае был и крайне благим, поступают еще хуже, чем гергесяне, потому что те не привлекали Иисуса к ответственности за Его действия и не делали Ему упреков, а лишь попросили Его удалиться из их пределов (ст. 34).
Просьба, которая, правда, нам вовсе не подобает, так как с нашей стороны скорее должно было бы звучать: «Приди, Господь Иисус!» и «Останься с нами!» Однако все хотя бы только возражающие против Господа Иисуса удаляют Его этим самым от себя и от своих границ.
Мы еще упомянем здесь для более подробного объяснения то, что Ците пишет в своей книге «Жизнь Иисуса» (с. 270) относительно этого случая: «Здесь имеются для нас в особенности три затруднения. Первое – это возможность того, что и души животных могут быть порабощены демонами. Штраус, конечно, отрицает это. Однако в последнее время Вайсе и Кифер подчеркнули возможность перехода демонических состояний и не на людей, т. е. на животных, хотя оба исследователя далеко не согласны с возможностью какой-либо одержимости демонами. Далее – этот страшный поступок демонов, уничтоживших сейчас же то обиталище, которого они добивались. Штраус насмешливо замечает («Жизнь Иисуса», с. 449): «Так глупо не могли бы поступить настоящие демоны». Однако не демоны погнали стадо в озеро; свиньи, почувствовавшие себя во власти чуждых сил, сами бросились в море.
Наконец, Иисусу делают упрек, что Он Своим поступком повредил чужой собственности. Нельзя говорить, что Иисус не предвидел последствий, ибо это противоречило бы всему тому, что о Нем рассказывает Евангелие. Он действовал здесь в качестве уполномоченного Богом, как и вообще в Своих чудесах. Кто может обвинять Бога, если Он ради высших целей уничтожает частное, если Он дозволяет силам природы уничтожать человеческие владения? Иисус хотел спасти две человеческие души и исцелить их. От этого не могла удержать Его необходимость гибели бессловесных тварей – потеря, которую можно было опять пополнить; наоборот, в этом случае в Его поступке особенно ярко выступает та высокая ценность, которую Он придает человеку, как образу Божьему» (Ульман. «Безгрешность Иисуса», с. 134).