Воспитание подрастающего поколения церкви. Законы развития.
Posted on 04. May, 2013 by bread in Богословие
„Я создал землю и сотворил на ней человека; Я – Мои руки распростёрли небеса, и всему воинству их дал закон Я” (Исайя 45:12).
Всё в природе подчинено закону развития. „Всему воинству их дал закон”, то есть всякой планете, всякому малому и большому предмету во вселенной Бог установил закономерность их действия, существования и развития. Всё живое как в животном, так и в растительном мире растёт и развивается по определённым Богом установленным законам развития. В число многочисленных законов природы, о которых мы не намерены здесь говорить, входит и закон возделываемости.
1. Возделываемость природы растений.
При сотворении земли и всего растущего на ней, Бог создал всё потребное для жизни: воздух, тепло, влагу, климатические условия, питательные свойства почвы и т.п. Кажется, всем всё обеспечено, и на земле всякое растение растёт само по себе: „Да произрастит земля зелень, траву сеящую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так” (Быт. 1:11).
С того времени и до сих пор земля произращает всё, но в диком виде. В таком виде, в котором в настоящее время людьми мало что употребляется в пищу. К тому же, позже на земле появились вредные растения – разного рода сорняки, и произращаемость земли стала вовсе нуждаться в посторонней помощи, в помощи возделывания и охраны. И это потому, что в законе развития Богом установлен закон возделываемости природы: „И насадил Господь Бог рай (сад) в Едеме на востоке” (Быт. 2:8). „И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его” (Быт. 2:15).
2. Возделываемость – образовательница природы.
Так много Господь придавал значения возделыванию, что даже не посылал дождя на землю в виду того, что „не было человека для возделывания земли” (Быт. 2:5).
Бог настолько одарил человека способностью по возделыванию земли, что он сделался преобразователем природы. Человек воспроизводит неорганическую природу, создавая из природных материалов, совершенно в другом виде лежащих в земле, орудия труда и предметы потребления. Он воспроизводит органическую природу: путём спаривания и метизации производит новые породы животных; способом всевозможных прививок, разрыхливания и удобрения почвы, сооружения искусственных водопроводов, наполняющих землю; способом сооружения специальных водохранилищ, меняющих климатические условия; путём беспрерывного тщательною ухаживания: очищения, согревания, охранения, ограждения и т.п. выращивает разновидные высококачественные с превосходным плодом новые сорта растений.
3. Законы, лежащие в основе
Из этого явствует, что в основе существования природы лежат биологические закономерности, а в основе её плодотворности н качества лежит закон возделываемости природы.
„Вез возделывания матушки земли и хлеба не поешь” говорят в народе. „Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто подражает праздным, тот насыщается нищетою” (Прит. 28:19).
Я думаю, что всякому обитателю земли, тем более земледельцам хорошо известно, какую громадную роль играет человеческий труд возделывания земли в выращивании нежных плодовитых растений, как и отмечается текстами Священного Писания. Но об этих ли растениях только печётся Бог?!
I. Забота Божья о возделывании личности человека.
Слова Господни всегда простые, но многозначные. Как бы устанавливая отношение человека-хозяина к своему скоту. Бог сказал: „Не заграждай рта у вола молотящего”. А апостол Павел говорит: „О волах ли печётся Бог?” (I Кор. 9:9). Затем объясняет то, что здесь речь идёт об общественных работ пиках,
о проповедниках Евангелия. Нечто вроде этого находится и в словах нами разбираемого текста. Сравнение в Священном Писании общества с садом или виноградником: „Виноградник Господа есть дом Израилев…” (Ис. 5:7) в частности, человека с деревом (Лук. 13:6-9), или же с каким-либо другим растением, нуждающимся в возделывании её почвы и в постоянном уходе
за ним, ясно раскрывает нам переносный смысл Господней заботе о возделывании и об охране. О возделывании и охране ли Едемского сада, печётся Господь, или же о живых деревьях Своего искуплённого народа?
Духовный смысл данных слов говорит нам о возделываемости человека, о том, что всё в человеке, как и в любом растении, растёт и развивается в зависимости от стихийных, или от организованных целенаправленных, преднамеренных воспитательных воздействий.
2. Развитие духовных качеств обучением и воспитанием.
а) В зависимости от степени влияния условий, уклада всей жизни, окружающей среды и воздействия обучением и воспитанием человек возрастает физически, умственно и духовно: „Младенец же возрастал и укреплялся духом…” (Лук.
2:40). „… Возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение” (1 Пет. 2:2). Это означает: полюбите и воспримите словесное учение, как духовную пищу, и тогда вы возрастёте во спасение; не учившись, не вырастите.
б) „Чтобы любовь ваша ещё более и более возрастала в познании и всяком чувстве” (Фил. 1:9). Любовь – это частичка Божества в человеке и этому благородному чувству положено расти до тончайшего чувствования. Оно как нежное растение, в зависимости от внешнего влияния на него: будет расти, или
увядать, замирать. Любовь, как и другие качества, прививается в сердце человека; атмосфера Божественной любви творит любящее сердце. Ребёнок, не испытавший к себе этого чувства, не видевший вокруг себя действующей любви не имеет сё в себе и не знает её. Если дети мои не любезны с другими, то это только потому, что я не возрастил в них этого благородного чувства.
Любви можно достигать: „Достигайте любви…” (I Кор. 14:1).
Любви можно научиться: „Чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей” (Тим. 2:4). Слово Божие усиленно учит нас любви; но лишь только целенаправленными преднамеренными воздействиями (возделыванием) и устремлениями к достижению её при содействии Духа Святого, мы сможем стать любезными.
в) Возрастает вера наша: „… возрастает вера наша…” (2 Фес. 1:3), и воспитывается (2 Тим. 1:5). Вера наша происходит от обучения вере. Апостол Павел был поставлен учителем язычников в вере, и в своей учительской деятельности он
многих научил верить (1 Тим. 2:7). Разъясняя о возникновении веры, он говорит: „Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия. Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего” (Рим. 10:17,14). Следовательно,
вера наша начинается от обучения вере, затем крепнет и возрастает под действием Слова Божия, Духа Святого, явлений в жизни и под содействием учебно-воспитательных воздействий.
Вера из дел, вера на деле, живая и действующая вера воспитателей целиком переходит в сердце воспитанников. Как воспитатель веры, апостол Павел был в этом глубоко уверен. Хорошо зная родителей-воспитателей Тимофея, он говорит: „Вспоминаю нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в (воспитателях твоих) бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе”.
Насколько верующие родители, настолько верующие и их дети; насколько верующее общество, настолько верующее их молодое поколение. (Здесь не принимается во внимание головная вера, вера на языке, длинными речами излагаемая).
Вера воспитывается. Даже благочестие достигается через упражнения: „…Упражняйся в благочестии” (I Тим. 4:7). Всё, абсолютно всё развиваясь, приходит в совершенный возраст через овладения объективным миром.
3. Развитие способностей трудом обучения и воспитания.
„В человеческом существе выделяется особая линия развития – развитие путём обучения, путём усвоения общественного опыта” (доктор педагогических наук Л.В.Запорожец). Особенно это проявляется в развитии способностей человека. „Ведь способность не может возникнуть и развиваться вне определённой деятельности” (Н.А.Ветлугина).
а) На это могут быть следующие возражения: Ведь Бог даёт способности и т.д. Всякого рода способности Богом дарованы. Он даёт их разными путями. Бог может давать людям способности чудесным образом, как это случилось, когда неимевшая способности речи ослица вдруг заговорила человеческим голосом (Чис. 22:28). Это чудо. Но мы здесь говорим о врождённых способностях подчинённых законам природы, в частности закону развития. „Хлеб наш насущный дай нам на сей день” (Мат. 6:11). Следовательно, хлеб мы так же получаем от Бога, только нe непосредственно, а через посредство больших человеческих трудов, проявляющихся в возделывании земли, в посеве и выращивании хлебных злаков; и вымолачивании зёрен, в размалывании последних; и наконец, только после умелого горячего груда пекаря мы получаем от Бога вкусный хлеб. То же самое происходит и с получением развитых способностей христианской личности приготовленной – годной на всякое доброе дело (2 Тим. 3:17). Кто-то над ней должен поработать. Для этого Бог воздвигает в церкви воспитателей-учителей: „Он поставил… учителями к совершению (для возделывания личности) святых, на дело служения, для созидания тела Христова” (Еф. 4:11-12).
б) „Вес наши врождённые способности не есть нечто данное в готовом виде от рождения (но Бог даёт их) лишь как задатки, которые лежат в основе развития” (кандидат педагогических наук Т.Л.Беркман). „Новорождённое дитя обладает лишь определёнными задатками, позволяющими усваивать тот или другой опыт передаваемый воспитателем” (доктор педагогических наук А.В.Запорожец).
Человек рождается совершенно беспомощным существом. Он сам по себе даже не в состоянии передвигаться с места на место. Он не мыслит, не сознаёт и ничего не разумеет, а лишь имеет инстинктивные чувства, движение и тенденцию к росту, к восприятию постепенно раскрываемых воспитателем предметов и явлений действительности. Предположим, что перед нами только что появившийся на свет человек с задатками различных способностей. Из пего может быть хороший инженер – строитель промышленностей целого государства; он может быть высокоучёным человеком, который внесёт много полезного для жизни народа; он может стать сильным проповедником Евангелия, хорошим певцом, музыкантом; он может оказаться сосудом Божиим – носителем силы Господней, как Моисей, Илья, или как апостол Павел. Но если убран, от него возделателей – помощников в его беспомощности, другими словами говоря, воспитателей, без которых Моисей не мог бы вылезти из корзины обречённой на утопления, и не стал бы рапным фараону; а апостол Павел не мог бы быть воспитанным по строжайшему закону, учёным человеком. В таком случае, что из представляемого нами младенца могло бы получиться? Будет ли из него инженер, учёный, проповедник, певец, Божий работник, как Моисей, Илья, Павел? Или же он через несколько часов завянет, как самое нежное растение, и не станет его.
Эта иллюстрация раскрывает пред нами картину возделываемости природы человеческой личности гораздо в большей мере, чем возделываемость природы всякого растения. Многие растения в какой-то мере могут расти и развиваться в диком виде, но человек вырастает и приходит в совершенный возраст своею развития только лишь с помощью других.
в) Ребёнок может стать физически здоровым, сильным ловким, трудоспособным и вообще с полным гармоническим развитием своего тела, если кто-нибудь будет питать его здоровой пищей, заботиться о его гигиене, что-то предпринимать для укрепления здоровья и удовлетворения естественной потребности организма в движении и т.п., короче говоря, если кто-то будет работать над ним в этом направлении, и к тому же, если обстоятельства его жизни будут этому содействовать. Точно гак же из одарённого ребёнка может получиться всесторонне развитый человек с многими исключительными способностями, если над ним будет произведена соответствующая учебно-воспитательная работа. То есть, если кто-то будет стараться увеличить его познавательные силы, активизировать наблюдательность вводя его в разнообразие видимого; развивать память, мышление, обогащать представление об окружающем, открывать понятие вещей создавая в нём определённые мировоззрения и убеждения. Кто-то будет стараться передать ему те или другие знания, заметив задатки способности к той или иной деятельности, будет стараться приспособить его к полезному труду и т.д. и т.п. И только после такого многостороннего возделывания у ребёнка проявятся те или другие способности.
„Врождёнными являются лишь задатки, а не способности, которые развиваются на основе первых. Развитие же осуществляется лишь путём обучения и воспитания. Способность не существует иначе как в движении, в развитии. Способность человека зависит от его врождённых индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения” (Психолог Б.М.Теплов).
г) Если не дать ребёнку двигаться, он останется в жалком состоянии физической недоразвитости. То же самое произойдёт и в отношении его способностей, если путём обучения и воспитания не приводить их в действующее состояние. Допустим, если изолировать дитя от всего, что видят, слышат и чему так прилежно учат-тренируют детей в современных культурных странах, то он останется настоящим дикарём с весьма ограниченным понятием, мышлением, речью напоминающей пантомиму и т.п. В нём не будет никакого познания, мировоззрения и душевных качеств. Он окажется без человеческих одарённостей и достоинств; и будет казаться, что он не имеет никаких присущих человеку способностей. Л на самом деле. Бог ему дал в задатке то же, что и культурным людям, но ростки Божьих дарований остались закопанными талантами. „Потому что способности происходят в процессе той или иной деятельности. Чем разнообразнее и содержательнее будут занятия ребёнка, тем полнее и ярче будут развиваться его способности” (Педагогический словарь, том 2-й, страница 419). (Мат. 25:15-28).
л) В занятия разного рода ребёнок сам по себе включиться не может. Бог вручает это дело более взрослым людям, или же тем, которые уже имеют некоторые знания, умения и опыт. Им Бог вручает задатки талантов, которые пустив в деятельный оборот развития, они могут принести их с прибылью (Мат. 25:27).
Воспитанник, уже сознательно управляющийся собой, так же ответствен за развитие своих способностей.
Ещё в младенческом возрасте в ребёнке проявляется устремление к восприятию и овладению внешним миром, – всё что слышит и видит он с жадностью воспринимает и стремится повторить воспроизвести самостоятельно; хватается делать то же, что проделал его сообщник. Немного научившись говорить, он засыпает взрослых своими вопросами. Одним словом, обо всём он хочет знать, и всё он хочет уметь делать.
Это тенденция направление развития, это Божий дар самоусовершенствования, – познавательная потребность вопиющая о возделывании личности человека. Это ничем не засеянное поле готовое воспринять любое семя.
Чему дитя научат условия жизни, окружающая среда и воспитатели, тем он и будет. В Процессе воспитания какие качества характера или какие способности в нём будут развиваться, те и проявятся. Как в растениях Бог заложил жизненные свойства, возделывая которые человек может привести последние в плодотворное состояние, так и в растущем человеке Бог заложил порывы и устремления к развитию, к знанию, требующие определённого содействия от взрослого уже воспитанного человека. Более совершенным Бог вручает возделывание менее совершенных (Гал. 6:1).
„Идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите” (Мат. 20:7).