Человек – вершина творения
Posted on 04. May, 2013 by bread in Богословие
Библия учит, что Бог всемогущ. Исходя из этого, можно было бы ожидать, что Бог
создал мир сразу, но это не так. В начале книги Бытия показано, что сотворение мира происходило поэтапно, и на каждом этапе возникали все более высокоорганизованные формы материи и все более сложные формы жизни. Высшей же точкой, вершиной этого процесса стало сотворение человека. Именно он представляет собой высочайшую вершину Божьего творения (Пс.8:5-9).
Иисус Христос подчеркнул одно из значений этого особого положения человека. Если Бог проявил такую заботу о красоте деревьев и цветов, о про питании птиц – а все это только убранство земного дома человека, – то Он, наверняка, проявил гораздо больше заботы о человеке, для которого этот дом создан (Мф.6:25-30).
Человек важнее тех мощных материальных сил, от которых зависит его жизнь. Люди, например, не могли бы жить без “солнца и солнечного света, но люди важнее и значительнее солнца. Оно создано для нас, а не мы для него. Это наш слуга, а не бог, как думали многие древние люди (Пр.15:17; Пл.8:7).
В Библии не раз повторяется, что, создавая мир, Бог видел, что это хорошо. Когда же был создан человек, то об этом сказано: и, вот, хорошо весьма (Быт. 1:31).
Это утверждение представляет собой разительный контраст с тем, чему учат многие восточные религии, считающие материю низшей субстанцией, созданной не Высшим Существом, а какой-то более низкой и менее мудрой силой (демиургом).
Некоторые знаменитые философы считали, что тело, созданное из материи, есть гробница, или тюрьма, для души и оскверняет обитающую в нем душу. Такой взгляд приводил к нездравому отношению к жизни, что проявлялось в самых разных формах. Библия же учит, что человеческое тело прекрасно (Пс.138:13-14), и все его естественные запросы нормальны и хороши, и мы можем наслаждаться ими (1 Тим.6:17), но при этом должны управлять своими желаниями и не извращать их (Рим.13:13-14).
Библия также учит, что человек, в отличие от животных, был создан «по образу и подобию Божию» (Быт. 1:26-27). Это означает, прежде всего, что человек создан, чтобы быть представителем Бога, Божьим наместником среди всех других Божьих создании на земле, чтобы управлять ими, заботиться о них, царствовать над ними (Быт. 1:28; 2:15).
Это высокая честь и огромная ответственность – представлять Бога для других созданий Его. Это значит, что он не должен обижать их и причинять им ненужных страданий (Пр. 12:10). С другой стороны, это говорит о том, что каждая человеческая жизнь священна и неприкосновенна (Быт.9:б). Ценность человека несоизмерима со всем остальным творением. Она не зависит от того, насколько он умен, богат, силен, красив или здоров. Она определяется только тем исключительным фактом, что каждый человек создан по образу Божьему. Вот, почему нельзя убивать еще нерожденных детей посредством аборта, а также родившихся слабыми или неполноценными, равно как и стариков, когда они кажутся уже бесполезными и обременительными. Мы не должны презирать никакое человеческое существо, каким бы убогим оно ни казалось (Пр. 14:31). Библия говорит, что Бог произвел весь человеческий род от одной первой супружеской пары (Деян. 17:26). Это значит, что не существует высших и низших человеческих существ. Все люди, к какой бы расе они ни принадлежали, созданы по образу Божию, поэтому любые проявления расизма и национализма (антисемитизма в том числе), любое притеснение национальных меньшинств или превозношение одного народа пред другим греховны и оскорбительны для Бога-Творца.
Женщины, равно как и мужчины, созданы по образу Божию. Они представляют такую же ценность для Бога; они должны быть удостоены такого же почета, как и мужчины; они не должны подвергаться угнетению или оскорблениям (1 Петр.3:7).
Поскольку человек сотворен по образу Божию, то ему дарованы Творцом свобода воли и право нравственного выбора.
Книга Бытия говорит о том, что в Эдемском саду человек мог пользоваться плодами всех деревьев, кроме одного, от которого Бог запретил ему есть и предупредил, что неповиновение повлечет за собой смерть. Это говорит о том, что Бог дал человеку возможность не послушаться Его повеления, если человек этого не захочет, т.е. создал человека, наделенного свободной волей. Свободная воля – необходимое условие нравственности. Библия учит, что все зло, существующее в мире, – это результат того, что человек воспользовался свободой воли для того, чтобы ослушаться v Бога, и тем самым ввел в мир тот порочный принцип, ту силу, что называется грехом.
Но разве Бог не предвидел, что человек злоупотребит своей свободой? Конечно, предвидел. Зачем же тогда Он создал человека таким? Ответ состоит в том, что Бог не захотел создать человека биологической машиной, работающей только на основе инстинкта и неспособной сделать какой-либо действительно свободный выбор. Более того, Бог хотел, чтобы человек был существом гораздо более высокого порядка, чем животные. Дрессируя, можно приучить животное что-то делать и чего-то не делать, но это будет результат того, что в его памяти и нервной системе запечатлелись те или иные последствия повиновения и неповиновения, но знать, почему его хозяин требует от него того или другого, животное никогда не будет. Создавая же человека. Бог желал сотворить такое существо, которое можно было бы научить понимать причины Божьих повелений и запретов, чтобы послушание его Богу было осмысленным и добровольным (причастность Божьему естеству, познание Бога и Его путей, счастье единства с Ним).
Создавая человека, Бог хотел, прежде всего, сотворить существо, знающее счастье любви, способное искренне любить Бога и других людей. Для этого его необходимо было наделить свободой воли, свободой выбора, ведь,
истинная любовь не может быть вынужденной или механической. Именно поэтому человек должен быть по-настоящему свободен в своем решении любить Бога и подчиняться Ему или же отвергнуть Его любовь и ослушаться Его.
У кого-то может возникнуть вопрос, не лучше ли было бы, если бы Бог, учитывая опыт грехопадения, создал человека подобным машинам или животным? Ответ на это прост: кто из нас добровольно согласится отказаться от свободы воли и превратиться в машину?
(Пс.113:9; 143:13-15)
Хотя человек создан как наместник Бога, облеченный властью над землей, вся Библия с первой главы Бытия указывает, что Бог сотворил землю таким образом, чтобы постоянно напоминать человеку о его зависимости от Бога (Быт. 1:3-5).
Свет – это первостепенная жизненная необходимость. Свет и день, равно как тьма и ночь, не совсем одно и то же. Каждые сутки, независимо от нашего желания, та сторона земли, на которой мы живем, отворачивается от света и погружается во тьму. Нам остается только ждать, когда нам снова будет дан свет. Иными словами, мы полностью зависим от источника света, находящегося вне пределов нашего мира.
То, что верно в отношении физического света, еще более верно в отношении нравственного и духовного света. Источник духовного света также находится не в самом человеке, несмотря на значительную силу его интеллекта. Каждому необходимо повернуться к источнику света и мудрости, который вне нас и вне нашего мира, – к Самому Творцу, к Богу Отцу, Сыну и Святому Духу (1 Ин. 1:5,6: Ин.8:12; 9:5; 15:4-5; 1:9; 1 Петр.1:1-2; Пс.72:27-28).
Втор.4:1-10. Многим людям закон кажется противоположностью свободе. Свобода означает возможность делать все, что захочется или представляется разумным, а закон ограничивает или совсем упраздняет эту свободу. Но это поверхностное умозаключение. Чтобы наслаждаться свободой, надо прежде иметь законы. Если, например, мы хотим свободно ходить ночью по улицам, не испытывая страха, государство должно установить и ввести в действие законы, направленные на предотвращение грабежей и убийств (Пр.8:13-19). Так и наш Создатель, Бег всеведущий и премудрый, «Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исх.34:6), установил для человека Свои законы не для того, чтобы ограничить нашу свободу, а для того, чтобы защитить ее и дать нам возможность в высшей степени наслаждаться ею (1 Тим 1:8).
Одним из наилучших примеров этого может служить Израиль и данные ему Богом десять заповедей (Исх.20:1-17). В Исх.20:1 J2 мы видим, что Бог не только возвещает Свой закон, но и говорит сынам Израилевым, почему они должны соблюдать его: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства». Бог напоминает Израилю, что они были рабами в Египте и что именно Он освободил их. Он – Бог Освободитель. Даруя освобождение от одной формы рабства, Он не желал для человека порабощения другого рода. Освобождая Израиль из Египетского плена, Бог не требовал с его стороны какого-то вклада в это освобождение силой оружия, да это было и невозможно. Бог, видя бедственное положение еврейского народа, принес ему освобождение исключительно по Своей любви к Израилю (Исх.З:7-9). В этой истории не было случайностей. Задолго до этих событий, зная весь путь Своего народа, Бог открыл Аврааму, что его потомки будут угнетаемы в чужой стране, но Он Сам дарует им избавление (Быт. 15:13-14). И все, что Израиль должен был сделать, – это принять освобождение, дарованное ему. От сынов Израилевых не требовалось даже быть достойными избавления, выполняя Божий закон. Освобождение, искупление, свобода – все это были безвозмездные дары (Рим.11:29). Посылая Моисея в Египет для освобождения Израиля, Бог говорил ему из несгоравшего куста: «Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе» (Исх.3:12).
В этом был заключен глубокий смысл, и Моисей, говоря с фараоном, не случайно неоднократно повторял, что Израиль должен совершить Богу служение в пустыне. Именно на горе, у подножия которой Моисей увидел несгорающий куст и говорил с Богом, Израилю был дан впоследствии закон. Слово Божие таким образом показывает нам, что одно только освобождение от внешнего земного порабощения еще не делает человека действительно свободным. Только люди, просвещенные светом Божьего слова, знающие своего Господа и Его волю, хранящие слова Его завета и ходящие по Его путям, могут быть действительно свободными (Пр.29:18; Пс.1; Ин.8:31-36). Поэтому без полученного через Моисея на Синае закона Израиль, даже выйдя из Египта, никогда не смог бы постичь истинную свободу (Втор.4:3-7), которую желал ему дать Бог.
И каждый человек, действуя вопреки Божьим повелениям, на свой страх и риск, не слушаясь Бога, допускает в свою душу мощную и злую силу греха, которой сам он уже не в силах противостоять и которая постепенно поработит и, в конце концов, уничтожит его. Такое духовное рабство есть худший вид неволи; оно сковывает и истощает не только тело, но и дух человека. То, что человек часто не замечает этого, нисколько не меняет положения. Множество людей, считая себя свободными и достойными, идут путем, на котором их личная свобода проявляется лишь в физическом самоуничтожении посредством алкоголя, наркотиков и сексуальных излишеств и в психическом самоуничтожении чувствами зависти, ревности, коварства, злобы, упрямства, ненависти, лжи и обмана.
Человек же, однажды переживший радость освобождения и получивший свободу, выражает свою благодарность Богу и любовь к Нему, соблюдая Его заповеди, как и ожидает этого Бог (Ин.14:15,»1; Рим.8:3-4). В основании всего закона Божьего как фундамент и лежит этот главный принцип любви (Рим.13:8-10; Гал.5:13-14). Этот главный принцип очень ясно виден на примере десяти заповедей: во-первых, любовь к Богу и, во-вторых, любовь к ближнему.
Втор.6:4-5. Первые четыре заповеди показывают, в чем выражается любовь к Богу, а следующие шесть – в чем она состоит по отношению к нашему ближнему (Лев. 19:18)
Отсюда следуют несколько важных выводов:
– закон Божий не есть некий суровый бюрократический кодекс, но его движущей силой является любовь:
– Божий закон гармоничен. За любовью к Богу должна следовать любовь к нашим ближним, в Новом Завете это сформулировано в 1 Ин.5:2. И любовь к Богу, которая не вызывает любви к ближним, не есть истинная любовь к Богу (1 Ин.4:20).
– любовь к Богу и человеку не есть просто чувственное переживание, но это
расположение сердца и доброй воли, которые проявляются в поведении и поступках.
Первая и вторая заповеди требуют от человека полной верности Богу.
Третья заповедь представляет Личность Бога и Его характер и говорит, что Имя Божье должно быть для человека главной святыней.
Четвертая заповедь показывает, что весь мир принадлежит Богу.
Пятая и седьмая заповеди защищают святость любви, брака и семейной жизни.
Шестая и восьмая заповеди защищают неприкосновенность жизни и частной собственности.
Девятая заповедь защищает святость истины.
Десятая заповедь говорит о важности для Бога чистоты наших желаний, намерений и действий.
Бог не может смягчить Свои требования и попустительствовать грехам Израиля или нашим грехам, но в Своей благости и милости Он дал нам возможность
получить прощение и обновление жизни. Это путь жертвы и жизни в благодати (Ин.1:14-18).
Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.
2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 Ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 Зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Аллилуйя