Пятикнижие Моисеево
Posted on 11. Jan, 2013 by bread in Богословие
СОДЕРЖАНИЕ И ОХВАТ
Пятикнижие, (буквально «пять свитков») известное под общим названием «Закон», состоит из пяти книг. Книга Бытие начинается описанием сотворения вселенной, земли и человека, а затем описывает жизнь патриархов.
Четыре пятых Пятикнижия, то есть Книги Исход, Левит, Числа и Второзаконие (что составляет шестую часть всего Ветхого Завета) повествуют о сорокалетнем периоде предводительства Моисея и об откровении Бога Израилю на пути из Египта в Ханаан. Это наиболее пространное в ветхозаветной литературе повествование, посвященное одному событию исключительной важности – чудесному избавлению Израиля и возникновению еврейского государства.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Вкратце содержание этих четырех книг можно изложить так: избавление из Египта и приход на гору Синай (Исход 1 – 19) стояние Израиля лагерем у подножия Синая (Исход 20 – Числа 10), скитание в пустыне (Числа 10 – 21). стояние Израиля лагерем на моавит-ской равнине (Числа 22 – Второзаконие 34).
АВТОРСТВО
Все описываемые события – от Книги Исход до Книги Второзаконие – неразрывно связаны с личностью Моисея, поэтому представляется естественным приписать авторстве этих четырех книг ему. Ссылки в этих книгах, в остальной части Ветхого Завета и в Новом Завете тоже указывают на Моисея. Содержание Книги Бытие, возможно, дошло до Моисея от патриархов, через устные предания и Божественное откровение. В этих книгах, получивших известность под названием Пятикнижие. Моисей дал нам. в Божественном вдохновении, описание деяний Бога по отношению к роду человеческому, и, в особенности, к народу Израиля.
МЕЖДУ ВЕТХИМ И НОВЫМ ЗАВЕТАМИ
Четыреста лет, отделяющие пророчество Малахии от пришествия Христа, нередко называют «безмолвными», но в действительности они были насыщены событиями. Хотя в Израиле в течение этих веков не было вдохновленных Богом пророков и Ветхий Завет считался завершенным, происходили события, придавшие позднему иудаизму его своеобразие, и предопределившие путь для пришествия Христа и возвещения Его Евангелия.
ПЕРСИДСКИЙ ПЕРИОД
Под персидским правлением евреям жилось неплохо. Кир позволил им возвратиться в Иерусалим и отстроить храм, и, хотя они натолкнулись на сопротивление со стороны жителей Палестины, храм был освящен в царствование Дария Великого. Книжник Ездра и мирянин Неемия старались укрепить палестинскую еврейскую общину и призывали к верности закону Божию. На протяжении примерно полутора веков после Неемии Иудея оставалась под властью Персии, и евреи могли беспрепятственно исполнять предписания своей религии. Иудеей правили первосвященники, подчинявшиеся персидскому правительству, что обеспечивало евреям значительную самостоятельность. Но в то же время это придало политический характер посту первосвященника и посеяло семена будущих бед. Борьбе за место первосвященника сопутствовали зависть, интриги и даже убийства. Сообщают, что Иоханан, сын Иоиады (Неем. 12:22), убил своего брата Иисуса на территории храма.
Иоханана сменил на престоле превосвя-щенника брат Иаддуй. а его брат Манассия. как пишет Иосиф Флавий, женился на дочери правителя Самарии Санаваллата. Именно в это время самаритяне построили свой храм на горе Гаризим, которая была так же священна для самаритян, как Сион для иудеев. Этот храм на горе Гаризим был разрушен хасмо-нейским правителем Иоанном Гирканом (134-104 до Р.Х.), но гора и сейчас считается священной у самаритян (в 1969 г. их оставалось менее 300 человек). Самаритянка спорила с Иисусом о преимуществах соперничающих святых мест, но Спаситель подчеркнул приоритет духовного расположения верующего перед местом религиозного отправления (ср. Иоан. 4:20). Санаваллата, о котором пишет Иосиф Флавий, нельзя отождествлять с тем, которого упоминает Неемия (4:1). Однако, Иосиф, судя по всему, передаёт достоверное предание, так как в то время действительно был построен храм на горе Гаризим.
Неудача Персии покорить Грецию побудила и другие подвластные народы добиваться независимости. Египет постоянно предпринимал попытки сбросить персидское иго, и Иудея, лежавшая между этими державами, не могла не быть втянута в конфликт. В царствование Артаксеркса III (Оха) многие евреи приняли участие в восстании против Персии. Когда оно потерпело поражение, персы сослали их в Вавилон и на южное побережье Каспийского моря.
В Египте евреи жили уже давно. Посте убийства Гедалии. пророк Иеремия был вынужден присоединиться к группе беженцев, искавших убежища в Тафнисе на востоке дельты Нила (Иер. 44:4-13). Несомненно, что в Египет пришли, убегая от плена Навуходоносора и другие евреи. Переселение продолжалось в персидский период, и к V в. до Р.Х. на острове Элефантнна – вблизи современного Асуана, у первого порога Нила, была колония еврейских наемников. Вопреки Моисееву закону, эти колонисты построили свой храм и совмещали служение Богу своих отцов с языческими элементами. Элефантинские евреи общались как с самаритянами, так и с евреями в Иудее.
АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ
Персии так и не удалось подчинить себе греков, а наследник греческой культуры Александр Македонский, в конечном счете, сокрушил Персидскую империю. Александр не был обычным, опьяненным властью тираном. Ученик философа Аристотеля, он был твердо убежден в том, что греческая культура – единственная сила, способная объединить мир. В 333 г. до Р.Х. он выступил из Македонии в Малую Азию и разбил стоявшую там персидскую армию. Затем он двинулся на юг. через Сирию и Палестину к Египту. Тир и Газа оказали ему упорное сопротивление, но задержки не отпугнули Александра, а лишь укрепили его волю к победе. У него не было необходимости воевать с евреями, а если верить легенде, он даже был другом еврейского народа. По этой легенде, встречать Александра вышел первосвященник Иаддуй. сообщивший ему о пророчестве Даниила о победе греческой армии (Дан. 8). Хотя историки не принимают это предание всерьез, оно все же иллюстрирует дружественные чувства между евреями и македонским завоевателем. Александр позволил евреям соблюдать их законы, освободил их от податей в субботние годы, а когда построил Александрию Египетскую (331 г. до Р.Х.), поощрял евреев к переселению туда и давал им привилегии, сравнимые с привилегиями его греческих подданных.
В Египте Александра приветствовали как избавителя от персидского гнета. Его победоносные армии прошли назад через Палестину и Сирию, и двинулись на Восток. Александр занял города Вавилона и Персии и продвинулся до Пенджаба в Индии. Хотя Александр был могучим полководцем, он оставил в наследие Ближнему Востоку не македонское правление, а эллинистическую культуру. Он принял решение основать в каждой стране своей империи новый город, который должен был служить моделью для перестройки жизни всей страны по греческому образцу. В материальном отношении это выражалось в постройке прекрасных общественных зданий, гимназий для спортивных игр, открытых театров и других построек, воссоздающих образ греческого города-государства. Жителей побуждали принимать греческие имена, одеваться в греческую одежду и говорить на греческом языке – короче, эллинизироваться.
Материальная сторона эллинизма, судя по всему, была привлекательна для широких слоев населения. Ремесла и торговля обогащали новый класс купцов. Ученые приветствовали библиотеки и школы. Улучшение жилищ и питания привело к росту жизненного уровня. В Израиле, как и в других странах, многие с радостью приняли лоск греческой культуры. До плена камнем преткновения для Израиля было идолопоклонство, а после него великим искушением стал эллинизм. Один писатель писал в III в. до Р.Х.: «В последнее время, под чужестранным правлением персов, а затем македонцев, сокрушивших Персидскую империю, сношения с другими народами привели к тому, что многие традиционные еврейские законы потеряли силу». Многие евреи приняли греческие имена, греческие философские теории и пытались совместить мудрость Греции с верой своих отцов. Другие же противились эллинизму и все более углублялись в изучение своего закона.
Александр умер в Вавилоне в возрасте тридцати трех лет. В течение некоторого времени судьба Ближнего Востока была неопределенной, но полководцам Александра удалось поделить империю между собой, и влияние эллинизма окрепло. Хотя Птолемеи в Египте и Селевкиды в Сирии сражались друг с другом за территорию и власть, они полностью сходились во мнениях относительно своей социальной и культурной миссии. По словам историка У. Тарна, Александр Македонский «настолько изменил мир. что после него уже ничто не могло оставаться прежним».
ВОССТАНИЕ МАККАВЕЕВ
Угнетеные евреи скоро нашли себе вождя. Когда посланцы Антиоха прибыли в селение Модин, километрах в двадцати от Иерусалима, они полагали, что престарелый священник Маттафия подаст пример народу, принеся языческую жертву. Когда Маттафия отказался, некий робкий еврей вызвался принести жертву за него. Разгневанный священник подошел к алтарю и убил еврея-отступника и посланца Антиоха. Вместе с пятью сыновьями, Маттафия уничтожил языческий алтарь, а затем бежал в горы, скрываясь от наказания. Другие правоверные присоединились к Маттафии и его семье и вели партизанскую войну с сирийцами и поддерживавшими их евреями-эллинистами. Но правоверные не хотели воевать в субботний день, к явной военной невыгоде для себя. В одну из суббот отряд правоверных был окружен и истреблен, потому что они не хотели защищаться. После этого Маттафия решил, что сражаться в целях самообороны можно и в субботу.
Вскоре после начала восстания Маттафия умер. Он убедил своих последователей избрать в военные вожди его третьего сына Иуду Маккавея – прозвище, обычно переводимое как «молот». Это был очень хороший выбор, ибо к нему в отряд сходились все новые и новые евреи. Маккавеи, – как называли сторонников Иуды, – смогли устоять против нескольких брошенных против них сирийских армий. В ходе внезапной ночной атаки Иуда уничтожил армию сирийцев и евреев-эллинистов у Еммауса, а затем двинулся с захваченной добычей на Иерусалим. Маккавеи вошли в город и захватили его. за исключением крепости Акры. Они вошли в храм и убрали все установленные там атрибуты язычества. Алтарь, посвященный Зевсу, был убран и воздвигнут новый алтарь, посвященный Богу Израиля. Статуя Зевса была разбита в пыль. Начиная с двадцать пятого Кислева (декабря) восемь дней праздновали праздник посвящения, известный как Ханука. или «праздник свечей». Так они отметили окончание трехлетнего периода, когда храм находился в оскверненном состоянии.
Мир, однако, продолжался недолго. Сирийский полководец Лисий разбил Маккавеев в сражении под Иерусалимом и осадил город. Однако, во время осады Лисий узнал о бедствиях у себя в стране и предложил евреям мир. Законы, запрещавшие соблюдение иудаизма, должны были быть отменены, и Сирия обещала впредь не вмешиваться во внутренние дела Иудеи. Менелай лишался первосвященства и оно было передано умеренному стороннику греческой культуры Алкиму. Лисий обещал, что Иуда и его сторонники не понесут наказания. Однако, стены Иерусалима должны были быть снесены.
В Иерусалиме для принятия решения собрался совет, состоявший из командования армии Маккавеев, почитаемых книжников и старейшин правоверной партии. Вопреки совету Иуды Маккавея, мирные условия были приняты. Алким стал первосвященником, Менелай был казнен, а Иуда с немногими сторонниками покинул город. Опасения Иуды, однако, оправдались – Алким захватил и казнил многих приверженцев правоверной партии. Законопослушные евреи вновь встали на сторону Иуды, и гражданская война возобновилась. Иуда во главе плохо снаряженного отряда из восьмисот человек дал бой крупной сирийской армии и погиб в сражении. Так завершился первый период войны Маккавеев.
Ионафан, брат Иуды, бежал за Иордан с группой в несколько сот воинов. Они были слишком плохо снаряжены, чтобы вести борьбу, но дальнейшие победы были одержаны на дипломатическом фронте. Два претендента на сирийский престол искали помощи у евреев. Они видели в Ионафане человека, способного собрать и повести еврейскую армию. Стараясь выиграть время, Ионафан поддерживал победоносного претендента и в то же время заключил договоры со Спартой и Римом. Еще до окончания войны Ионафан стал первосвященником, правителем Иудеи и вошёл в круг сирийской знати. Его брат Симон стал правителем прибрежных филистимских земель. Ионафану удалось добиться процветания Иудеи, и когда он умер, первосвященником стал его брат Симон.
Симон был уже в преклонных летах, когда взошел на престол. Его важнейшая победа была одержана на дипломатическом фронте: признав Деметрия законным царем Сирии, он добился для евреев свободы от налогообложения, что было равносильно признанию независимости, Симону удалось выморить голодом сирийский гарнизон в Акре и занять города Иоппию и Вефсуру. В признание мудрости его правления вожди Израиля именовали Симона «вождем и первосвященником навеки,
МЕЖДУ ЗАВЕТАМИ
пока не восстанет истинный пророк». Симон был последним из сыновей Маттафии. и такое признание было равносильно установлению новой династии, Хасмонейской, предположительно по имени предка Маккавеев. В 134 г. до Р.Х. Симон и два его сына были убиты властолюбивым зятем. Третьему сыну, Иоанну Гиркану, удалось бежать и он наследовал отцу как потомственный глава еврейского государства.
АПОКРИФЫ
Термин «апокрифы» применяется как общее название ряда древнееврейских книг, написанных между 250 г. до Р.Х. и первыми веками христианской эры. Апокрифические книги со временем стали рассматриваться католическим и православным богословием как боговдохновенные, но исторически стожившаяся протестантская и еврейская традиции не усматривают в них настоящей боговдохно-венности.
ПОЧЕМУ ПРОТЕСТАНТЫ ОТВЕРГАЮТ ИХ
Хотя протестанты и изучают апокрифы, потому что они проливают свет на жизнь и мышление дохристианского иудаизма, они отвергают их боговдоновенность по следующим причинам.
1. Во времена Иисуса и ранней Церкви апокрифические книги не входили в Ветхий Завет. Разделение Ветхого Завета на Закон, Пророков и Писания, все еще практикуемое в Библиях на иврите и в еврейской версии Ветхого Завета, не принимает и никогда не принимало апокрифических книг. Хотя апокрифы были известны Иисусу и Его ученикам, они никогда не цитировали их как авторитетный текст Писания.
2. Древнееврейские авторы, пользовавшиеся греческой Библией, в том числе Филон Александрийский и Иосиф Флавий, были знакомы с апокрифами, но никогда не цитировали их как Писание. В апокрифической Второй Книге Ездры упоминаются двадцать четыре книги Библии, известные нам и по сей день, и семьдесят других книг. мистических по содержанию (2 Ездр. 14:44-48). Примечательно, что эта апокрифическая книга свидетельствует о знакомстве с ветхозаветным каноном, принятом в синагоге и протестантских Церквах.
3. Отцы Церкви, знакомые с еврейским каноном, делают ясное различие между каноническими и апокрифическими книгами. Из трудов Мелитона Сардского, Кирилла Иерусалимского и Св. Иеронима видно, что их авторы признавали различие между боговдох-новенным Писанием и апокрифами.
4. Апокрифические книги не провозглашались авторитетным Писанием до самого Тридентского Собора (1546 г. от Р.Х.), который причислил к канону следующие апокрифические книги: Книгу Товита, Книгу Юдифь. Книгу Премудрости Соломона, Книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Книгу Варуха (включая Послание Иеремии), 1 и 2 Книги Маккавеев, прибавления к Книге Есфирь и прибавления к Книге Пророка Даниила (в том чисте историю Сусанны, песнь трех отроков, а также истории о Виле и о драконе). Многие католические богословы делают различие между первоканоническими книгами (т.е. нашим Ветхим Заветом) и второканоническими (т.е. апокрифами).
5. Большинство читателей чувствуют, что уровень апокрифических книг ниже, чем каноническое Писание. В них множество исторических и географических неточностей и анахронизмов, и они не дышат пророческим духом, столь явственным в кононическом Писании.
В Вестминстерском исповедании (1643) отмечается, что «книги, обычно именуемые апокрифами, не будучи боговдохновенными, не принадлежат к канону Писания, и поэтому не обладают авторитетом в Божьей Церкви и не могут быть одобрены или использованы иначе, как обычные человеческие писания». Реформаторская Церковь не поощряла использование апокрифов, и поэтому современные протестанты редко ими пользуются. Англиканская церковь занимает в своих «Тридцати Девяти Статьях», промежуточную позицию, заявляя, что «Церковь читает (апокрифические книги) для жизненного примера и наставления в нравах, но не применяет их для исповедания какого-либо учения».
Помимо книг, обычно именуемых апокрифами, существует также разнообразная древняя литература, как еврейская, так и христианская, которую часто именуют «псевдописаниями». Апокрифы, псевдописания, сектантская литература из кумранских пещер и множество других древних произведений представляют полезный материал для понимания мира Нового Завета и ранней Церкви. Хотя эти произведения и не сравнимы с боговдохновенными Писаниями, они заслуживают внимательного рассмотрения.
ХРОНОЛОГИЯ
ДОР.Х.:
612 Разрушение Ниневии мидянами и вавилонянами.
587 Разрушение Иерусалима Навуходоносором.
559 Кир наследует царство Аншан; начало Персидской империи.
539 Взятие Кяром Вавилона: конец Ново-Вавилонской империи.
530-522 Камбиз наследует престол Кира: завоевание Египта.
522-486 Дарий I на персидском престоле.
515 Завершение постройки евреями Второго Храма в Иерусалиме.
486-485 Ксеркс I пытается завоевать Грецию: эпоха Эсфири.
480 Победа греческого флота при Садамине; бегство Ксеркса.
464-424 Артаксеркс I на персидском престоле: эпоха Неемии.
334-323 Завоевание Востока Александром Македонским.
311 Завоевание Вавилона Селевком: начало династии Селевкидов.
223-187 Антиох III Великий на престоле Селевкидов в Сирии.
198 Антиох III побеждает Египет, распростирает свою власть на Палестину.
175-163 Антиох IV Епифан на сирийском престоле: запрет иудаизма.
167 Маттафия и его сыновья восстают против Антиоха; начало восстания Маккавеев.
166-160 Иуда – вождь Маккавеев.
160-142 Первосвященник Ионафан.
142-135 Симон Первосвященник, основывает династию Хасмонеев.
134-104 Иоанн Гиркан расширяет территорию независимого еврейского государства.
103 Правление Аристовула.
102-76 Правление Александра Яиная
75-67 Правление Саломеи Александры: Гиркан II-первосвященник.
66-63 Борьба за престол: Аристовул II и Гиркан II.
63 Вторжение Помпея в Палестину; начало римского владычества.
63-40 Правление Гиркана П под римским владычеством: рост власти Антипатра. 40-37 Завоевание Иерусалима парфянами: восшествие Аристовула II на первосвя-щеннический и царский престолы.
37-4 Ирод Великий, сын Антипатра. на царском престоле, под римским владычеством.