О молитве
Posted on 14. Dec, 2011 by bread in Богословие
Я спрашиваю: „Молишься ли ты?” – потому, что нерадение к молитве есть главная причина падения. Орел, с переломанными крыльями, сад заглохший, арфа без струн, храм в развалинах – представляет собой печальное зрелище. Но отпавший человек представляет собой зрелище ещё более печальное. Испытав на себе животворную благость Божию, человек может снова пасть и даже отчаяться в своем блаженстве, и если это не ад, то без сомнения нечто весьма близкое к нему. Угрызения совести, стрелами лукавого пронзенное сердце, отчаяние – все это предвкушение ада, это ад на земле. Какая же причина большей части падения? Тайна их, конечно, обнаружится только на судилище Христовом. Я могу только выразить свое мнение и сказать, что отпадение начинается с пренебрежения молитвой. Когда читают Святое Писание без молитвы, слушают проповедь без молитвы, вступают в брак без молитвы, заключают дружбу без молитвы, избирают место жительства без молитвы и молитву свою совершают без участия сердца, все эти признаки возвращения назад, которые иных приводят к усыплению духовному, других к ужасному падению. Таким образом делаешься медлительным Лотом, непостоянным Самсоном, суетящеюся Марфою.
Любезный читатель! Ты можешь быть вполне уверен, что внутреннее падение задолго предшествует внешнему. Делаешься отступником в очах Божиих тайно, задолго до того, как ты становишься им явно перед миром. Подобно Петру мы часто забываем о предостережении Господнем бодрствовать и молиться, а потому у нас, как и у Петра, исчезает сила внутренняя, и в час искушения мы тяжко огорчаем нашего Господа. Мир замечает подобные падения и злорадно смеется над нами, но он не знает истинной причины их. Язычникам удалось однажды довести христианина Оригена угрозами страшных мучений до того, что он воскурил фимиам перед идолом. Они торжествовали при виде его малодушия, но они не знали причины его падения. В тот день Ориген вышел из дому, не окончив внутренней молитвы.
Уважаемый читатель! Если ты действительно христианин, то хотелось бы, чтобы ты никогда не был отступником. О! Если ты не хочешь быть отступником, то вспомни вопрос, который я задаю тебе: „Молишься ли ты?”