Непрерывное нарастание нагрузки на веру.
Posted on 30. Apr, 2012 by bread in Жизнь христиан
НЕПРЕРЫВНОЕ НАРАСТАНИЕ НАГРУЗКИ НА ВЕРУ
Проповеди Давида Вилкерсона
Что такого есть в вере, что она требует от нас всё большей цены в виде испытаний? Почему наши скорби становятся только ещё более интенсивными, ещё более тяжёлыми, чем ближе мы ко Христу? Как только мы выходим из одного испытания, выдержав его и показав себя в нём верными, и наше сердце твёрдо заявляет: «Господь, я буду доверяться Тебе во всём», так сразу же идёт вслед за ним следующее испытание, ещё более интенсивное.
И об этом свидетельствуют христиане по всему миру. Я вижу это во всех моих поездках с континента на континент, и наше служение регулярно получает письма от читателей, которые свидетельствуют о возросшей интенсивности их испытаний.
Один благочестивый пастор, мой друг, сказал мне недавно: «Я никогда не любил так Иисуса, как люблю Его теперь. И, тем не менее, я никогда ещё не проходил через такие суровые испытания, как теперь. Моё теперешнее испытание оглушило меня, сделало немым. Я никогда ещё не чувствовал себя таким беспомощным, таким лишённым всякой мудрости. И по-человечески я не вижу абсолютно никакого выхода из теперешних моих трудностей. Я просто не знаю уже, чем всё это объяснять. Я чувствую в себе то, что очень сильно хочу уже на небо, отдохнуть от всех этих борений».
Дело в том, что каждый святой, который постоянно приближается к сердцу Господа, будет сталкиваться с тем, что его тяготы и испытания будут только возрастать. Я называю это явление непрерывным нарастанием нагрузки на веру. И такую закономерность мы наблюдаем по всему Писанию.
1. ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ НА НЕПРЕРЫВНОЕ НАРАСТАНИЕ НАГРУЗКИ НА ВЕРУ АВРААМА
Мы впервые знакомимся с Авраамом тогда, когда Бог просит его собрать членов семьи и отправиться в путь в неизвестном направлении. Это должно было быть невероятным испытанием как для Авраама, так и для его близких. И всё же, опираясь на веру, Авраам послушался. Опираясь именно на веру, Авраам смог жить среди чужых в разных странах, не испытывая от них вреда и получая благословение от Бога. И именно верой Авраам получал освобождение в каждой немыслимой ситуации, – через сверхъестественные откровения, даваемые ему Господом.
Однажды Бог сказал Аврааму выйти и посмотреть на звёздное небо, сказав: «Посмотри на небо и сосчитай звёзды, если ты можешь счесть их… столько будет у тебя потомков» (Бытие 15:5). Другими словами: «Авраам, вот столько детей, внуков и родных у тебя будет. Их будет столько, сколько на небе звёзд».
Какое невероятное обетование! Это слово к Аврааму было выше всякого человеческого разумения. И какова же была реакция Авраама на это обетование? «Он поверил Господу» (15:6).
Каков же был результат этой веры, проявленной Авраамом? Что значило в Божьих глазах его глубокое и стойкое упование? Ответ мы находим в одном-единственном стихе: «Он поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6). Раз за разом Авраам проявлял свою веру в Бога, и Бог вменял ему это в праведность.
Ко времени, когда Аврааму исполнилось сто лет, он пережил такие невероятные испытания веры, какие не переживал ни разу за всю свою жизнь. Но во всех них, говорит нам Писание, он доверял Богу. И вот теперь Господь сказал об этом верном, покорном человеке: «Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путём Господним» (18:19).
Видите, что Сам Бог сказал об этом человеке? Он заявил: «Я верю Аврааму. У него испытанная вера». И это побудило Господа сказать: «Утаю ли Я от Авраама, что хочу делать?» (18:17). Когда Господь говорил это, Он намечал выполнить одно важное дело. Он говорил, по сути: «Как Я могу скрыть что-то столь важное от столь верного человека?» И Господь открыл Аврааму тайну, о которой не знал больше ни один из людей: тайну о том, что Содом будет разрушен.
В уже престарелые годы Аврааму был дан сын, обещанный ему Богом. Имя Исаак означает «смех», и первое время имя этого мальчика хорошо описывало жизнь Авраама, которая настала у него. Налицо все признаки того, что Авраам наслаждался в свои преклонные годы свободой от испытаний. Бог, казалось, дал ему «отпуск», освободив от испытаний. Перед нами предстаёт образ очень старого человека, всеми уважаемого и наслаждающегося миром и покоем в своей жизни.
Тем не менее, опять мы читаем: «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама» (Быт. 22:1). После стольких лет борьбы, после всех этих скорбей, испытаний, непрерывного нарастания нагрузки на его веру благочестивому Аврааму, которому Бог так доверял и любил, предстояло пережить ещё одно, и к тому же самое немыслимое, испытание веры.
Бог сказал патриарху: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение» (22:2).
Когда я это читаю, мой человеческий разум кричит во мне: «Господь! Этот человек и так испытан уже до предела. Ему нет нужды уже доказывать свою веру. Ты уже знаешь его сердце! Ты же Сам объявил о том, что вера его в Тебя является испытанной. Он сейчас переживает такой прекрасный период в своей жизни: ведь осуществилась мечта всей его жизни, исполнилось Твоё обетование в его престарелые годы. К чему его подвергать ещё одному испытанию сейчас?
Этот человек скоро уже будет в славе вместе с Тобой. Кому же будет польза от этого испытания? Кто из Авраамова поколения когда-либо хотя бы услышит об этом испытании, если оно будет происходить на горе вдали от людей? Ты же знаешь, что Авраам будет продолжать доверять Тебе в этом испытании. Он уже доказывал это, причём много раз подряд. Так для чего же тогда это испытание нужно? Это что, наказание за что-то? Что же такого совершил Авраам, за что его нужно наказать? Он уже старый человек. Он иимеет за плечами уже большой опыт молитв и упования на Тебя во всём».
Вы знаете продолжение: Бог пощадил Исаака, послав вместо него в жертву овна. И Господь сказал Аврааму: «Теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня… так как ты сделал сие дело…, то Я благословляя благословлю… и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22:16-18).
Бог сказал Аврааму, по сути, вот что: «Теперь Я знаю, что ты никогда не пожалеешь ничего для Меня, даже твоего любимого сына. Я знаю теперь, что Я есть всё для тебя, Авраам. И так как ты это доказал, Я благословлю тебя».
Послушайте, что Дух говорит в этом отрывке: «Другие могут никогда не узнать о твоих постоянно растущих испытаниях веры. Ты можешь страдать в одиночестве, и никого не будет рядом, чтобы извлечь пользу от твоего свидетельства веры и стойкости духа. Ты даже можешь подвергаться осуждению за твоё страдание, как некоторые думают: «Почему ему достаётся всё это? Причины для этого не видно никакой. Может, он потерпел поражение в своей жизни? Какой грех он совершил, что навлёк на себя такое страдание?»
И всё же, несмотря на всё это, вы можете быть уверены, что Бог, Который ввёл вас в это испытание веры, знает, для чего оно. Все ваши слёзы тщательно собираются Им в сосуд, каждая ваша боль отзывается болью в Его сердце. И Господь заверяет вас: «Это всё закончится благословением. Это окажет воздействие на ваших близких».
Авраам был уже в вечной славе, когда эти обетования были исполнены Господом. И пользу от его испытанной веры получат и его близкие, и народ Израиля, и в конечном счёте всё человечество. Подобным же образом и вы можете не увидеть, когда Бог будет благословлять ваших детей по плоти и духовных. Но Господь чётко говорит всякому слуге, который стойко стоит в вере в Него: «Это всё закончится благословением».
2. ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ НА НЕПРЕРЫВНОЕ НАРАСТАНИЕ НАГРУЗКИ НА ВЕРУ ДАВИДА
Давид был известен как человек, который полностью уповал на Бога. Он выразил смысл всей своей жизни в таких словах: «Господь – крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце моё, и Он помог мне, и возрадовалось сердце моё; и я прославлю Его песнью моею» (Пс. 27:7).
Для Давида это были не просто слова. Писание описывает целый ряд событий в жизни Давида, следующих буквально одно за другим, когда он проявлял великую веру в безвыходных обстоятельствах. Верою Давид убил льва и медведя голыми руками. С упованием на Бога Давид убил великана филистимского Голиафа. Верою он делал неудачными попытки Саула убить его. И верою же он одерживал великие победы над всеми своими врагами. Позже, благодаря вере и покаянию, Давид был восстановлен на престоле после того, как его сын Авессалом попытался убить его. Проще говоря, Давид не просто жил, а жил и дышал верой в живого Бога.
Терпя все эти скорби, Давид хвалился Господом: «Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими!» (31:19). Неудивительно, что Писание называет Давида «мужем по сердцу Божьему».
И всё же мы также знаем из Писания, что и этот благословенный человек проходил тяжкие испытания. Давида одолел блуд. Днями, неделями, месяцами испытывал он страшные душевные муки от других своих испытаний. Были даже такие периоды в жизни Давида, когда страдания и скорби его были настолько невыносимыми, что он просил о смерти. Давид страдал от тяжёлых приступов депрессии. Он настолько глубоко погружался в депрессию, что ни один советник не смог бы его оттуда вывести. Он говорит, как много ночей засыпал в слезах, с чувством страшного одиночества, охватывавшем его, о том, как глубоко падал он духом.
Однако, несмотря на столько лет непрерывных сильных испытаний и скорбей, Давид ни разу не утратил веру. Мало кто из библейских персонажей был так испытан на верность столькими скорбями и лишениями, как Давид. И выходил он из этого горнила испытаний каждый раз со всё более крепкой верой.
Мы уже видели, как много скорбей и испытаний пришлось преодолеть Аврааму и Давиду, которые являются великими мужами веры. Вопрос мой такой:
Можем ли мы достичь в нашем хождении с Богом какого-то предела, перейдя который, мы становимся настолько доверяющими Богу, настолько исполненными веры благодаря многим годам испытаний, что можем уже ожидать передышки от духовной войны? Есть ли вообще «каникулы», свобода от скорбей, – время, когда мы можем расслабиться и забыть об испытаниях? Можно ли безропотной выдержкой нагрузок на веру в течение всей жизни «откупиться» хотя бы на время от борьбы? Можно ли достичь момента, когда испытывать больше уже нечего, достичь в вере уровня, когда испытание больше уже не требуется?
Согласно Писанию, ответ на этот вопрос будет «нет». На самом деле верно обратное: Испытания уже испытанного только ещё более усиливаются, становясь ещё более суровыми и трудными. Библия подтверждает это снова и снова, от Ветхого Завета до Нового.
И опять я обращаюсь к примеру Давида. В 21-й главе 1Паралипоменон мы видим Давида уже как престарелого святого. Святого, который горячо любим Богом, которым восхищаются ангелы; испытанного мужа веры. Когда я созерцаю эту картину, моё человеческое разумение говорит во мне:
«О, Господь, Давид уже и так очень долго был в горниле испытаний. Он столько раз боролся, и каждый раз быв испытан до предела. Жизнь его представляет собой одно сплошное свидетельство Твоей верности. Прошу Тебя, Боже, дай этому мужу «увольнительную». Дай ему насладиться общением со своими внуками. Ты ведь уже знаешь его сердце! Почему же Тебе не дать ему покой? Пусть не будет больше в жизни такого преданного Тебе человека борьбы!»
Таков ли был план Божий для Своего возлюбленного слуги? Вовсе не таков! Напротив, мы читаем: «И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян» (1Пар. 21:1).
Давид, влекомый своей гордыней, провёл счисление в стране, чтобы узнать, насколько многочисленным стал Израиль. Для человека, прожившего всю жизнь свою верой в Господа, это было абсолютно плотская затея. И Бог разгневался на него за это. Давиду тогда пришлось пережить жуткое испытание, наверно, самое страшное из всех скорбей в его жизни.
В стране разразилась чума, унесши жизни 70 тысяч человек. Когда Давид понял, что это всё происходит из-за его греха, он облачился во вретище и пал на своё лицо в покаянии и душевной муке. Он молился непрестанно, положившись всецело на милость Божью, и Господь остановил эпидемию.
И снова у меня возникает вопрос: Почему Бог позволил сатане так близко подойти к этому испытанному, молящемуся человеку? Зачем испытывать веру престарелого святого, уже и так близкого к смерти? Я думаю, престарелый Давид уже едва мог опуститься на колени для раскаяния. Зачем же такая невероятная нагрузка была наложена на его веру? Что такого было в Давиде, что Бог ещё не исправил в нём?
Я убеждён, что этот вопрос приходит в голову многим благочестивым святым, когда они рассуждают о своей собственной жизни в вере: «Господи, Ты уже знаешь моё сердце. Я неизменно уповал на Тебя многие годы мучительнейших страданий и испытаний. И Ты, и я знаем, что я буду уповать на Тебя, что бы ни произошло в моей жизни. Так что же тогда является Твоей целью? К чему это страшное испытание?»
У меня есть два ответа на этот вопрос, и оба почерпнуты из того, что я нахожу в Писании.
1. Первая причина таких непрекращающихся испытаний хорошо известна большинству христиан. Она в том, что жизнь по вере непрерывно и во всём демонстрирует нужду человечества в Господе. Другими словами, мы никогда не достигнем такого момента, когда мы не будем нуждаться в Боге. Говорить об «увольнительной от испытаний» всё равно, что говорить об «увольнительной от нужд». И никогда не наступит такой момент, когда наши нужды будут удовлетворяться нашими обстоятельствами. Господь есть наш источник, наше всё во всём.
Библия показывает нам пример за примером, что было, когда удовлетворялись все нужды Израиля: народ прекращал уповать на Бога. Они начинали сами заботиться об удовлетворении своих нужд, когда Бог уже пообещал Сам удовлетворять все их нужды. Как Иисус говорит нам, наша цель – не искать удовлетворения наших нужд, но насыщаться каждым словом, исходящим из уст Божиих (см. Матфея 4:4).
2. Я убеждён: ещё одна причина, стоящая за постоянным возрастанием наших скорбей, – наших испытаний, требующих от нас всё большей и большей веры, – заставить нас выйти далеко за пределы того, что связывает нас с этим миром. Из того, что я нахожу в Писании, я заключаю, что избранных Своих Бог готовит для служения в славе. И наши испытания сегодня имеют целью доставить нам победы, которые связаны с Божьими замыслами о вас для вечности.
Это наиболее чётко выражено на примере жизни апостола Павла. В нём мы находим новозаветний пример непрерывно растущих нагрузок на веру.
3. ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ НА НЕПРЕРЫВНОЕ НАРАСТАНИЕ НАГРУЗКИ НА ВЕРУ ПАВЛА
Все мы читали о тех опасностях, через которые прошёл Павел в жизни. Во 2-м Коринфянам, 11:24-28 он перечисляет все скорби, которые он испытал, причём как от «внешних», так и от «внутренних».
«От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.
Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах».
Павел утверждал, что никакие скорби от внешних не поколебали его, и жизнь его подтвердила это. И действительно, каждый раз, когда он собирался войти в какой-либо город, Дух Святой напоминал ему о том, какие его там ожидают цепи и скорби. Павел говорит кратко: «уже само моё присутствие ставит на дыбы всё и вся, куда бы я ни пришёл. Я испытываю сильные физические страдания в каждом городе. Ангел сатаны приставлен ко мне, чтобы удручать меня». И всё же он был способен выдержать всё это, потому что «я не дорожу своею жизнью» (Деяния 20:24).
Самые глубокие, самые сильные испытания для Павла были связаны с проблемами и бременами других. Он сопереживал до слёз тем из церкви, кто терпел сильные скорби. Он говорил, по сути, так: «Побои и кораблекрушения не могут смутить меня, потому что я не считаю свою жизнь стоящей чего-то. Напротив, больше всего меня заставляют страдать внутренние переживания, – душевные муки, сопереживание моим любимым».
Я сообразуюсь с Павлом в 20-й главе Деяний. Здесь мы видим апостола в Ефесе, прощающегося со святыми в том городе. Здесь Павел был уже в нескольких шагах от завершения своего поприща. Он подвизался добрым подвигом и сохранил веру, и теперь направлялся в Иерусалим. Прощаясь с верующими Ефесянами, он сказал им: «Вы больше не увидите меня».
Далее Павел со слезами и душевной мукой сказал этим верующим очень печальное пророчество о них: «Ибо я знаю, что, по отшествии моём, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:29-30).
Какую мучительную для него истину Павел открыл в конце своей жизни! Как же она опечалила сердце этого человека Божьего! Я не могу даже описать словами, насколько тяжела была эта встреча для столь любящего пастыря, отдававшего всё ради этих верующих!
Читая о том, как отплывал Павел в Иерусалим, моя плоть хочет сказать: “Господи, он и так уже достаточно натерпелся и насражался! Дай ему пойти в Иерусалим и найти там покой без всякого бремени. Дай ему погреться в лучах любви и общения тамошних святых! Пусть его последние дни будут наполнены миром и покоем, свободны от скорбей и боли».
Но вот, уже через неделю после прибытия Павла в Иерусалим его уже выволакивают из храма, и весь город приходит в движение. И снова апостол в узах. После всех испытаний и страданий, которые он уже пережил, здесь мы видим опять пример непрерывного нарастания нагрузки на веру Павла. Ему предстояло пережить новое заключение в темницу, ещё одно судилище, ещё одно испытание.
Поскольку Павел апеллировал к императору, его и отправили в Рим. Но прежде даже, чем добраться до Рима, Павлу предстояло испытание по дороге. Корабль, на котором они плыли, потерпел крушение в сильной буре, так что все, кто находились на нём, вынуждены были спасаться вплавь. Когда они уже выбрались на землю, Павла укусила ядовитая змея, что заставило иноплеменников обратиться против него, так как они думали, что он был под проклятием. Это всё выглядело так, будто сатана говорил Павлу: «Всё, ты уже мёртв, апостол!» Но Павел стряхнул змею, нисколько не пострадав от страшного яда.
И вот вся группа опять поставила паруса, и Павел, наконец, добрался до Рима. И мы думаем опять: «Вот где будет, наконец, покой Павлу, «увольнительная» от скорбей». Но вместо этого следующие два года там Павел провёл под домашним арестом, прикованным к римскому воину в маленьком, дешёвом, снятом в аренду доме. Именно в этих более чем скромных условиях Павел умер мученической смертью.
ПОСТОЯННО НАРАСТАЮЩИЕ СКОРБИ, ТРЕБУЮЩИЕ ВСЁ БОЛЕЕ И БОЛЕЕ КРЕПКОЙ ВЕРЫ, СТАНОВЯТСЯ КАМНЕМ ПРЕТКНОВЕНИЯ ДЛЯ МНОГИХ.
Павел пережил упрёки от многих верующих христиан в том, что он был наказуем Богом. Они утверждали, что его страдания свидетельствовали о недостатке веры, или о каком-то тайном грехе, который он скрывал. Более того, тот ангел сатаны, который приставлен был к нему, чтобы его удручать, никогда не прекращал донимать его, удручая апостола вплоть до самого его смертного часа.
Когда мы видим Павла, проводящего свои последние дни своей жизни в этом маленьком доме-темнице, благовествуя иудеям, приходившим к нему один за другим, об Иисусе, мы затрудняемся объяснить, почему этот возлюбленный служитель должен был испытывать такое суровое испытание после стольких лет страданий. По-человечески нам это непонятно.
Лично я думаю, что мы просто не в состоянии объяснить, почему многие праведные и благочестивые люди переносят невообразимые страдания. Мы никогда не сможем назвать все причины, почему трудности только нарастают для тех, кто глубоко любит Бога. Мы можем предположить, что всё это для того, чтобы научить нас терпению, или для того, чтобы Божий народ больше уповал на Него. Однако часто, когда мы говорим об этом, из наших уст они звучат, как заученные фразы. Конечно же, они и будут восприниматься как пустые слова теми, кто переживает критические времена.
Моё слово сегодня особо направлено ко всем тем, кто уже прошёл через высокие воды и огненные печи страданий и кто переживает ещё более сильные скорби. Я верю в то, что вполне возможно, что ваше теперешнее испытание не имеет ничего общего с наказанием. Скорее, оно связано вот с чем:
Что-то вечное, – что-то, имеющее отношение к вашей жизни в грядущем мире, – является причиной вашего страдания. Трудности, с которыми вы сейчас боретесь, не связаны ни с этим миром, ни с плотью, ни с дьяволом. Скорее, та война, которую вы сейчас ведёте, есть подготовка к вашему вечному служению в славе. Вас готовят к служению на том берегу Иордана.
Посмотрите сами: В тот самый день, когда вы отдали жизнь свою в руки Господа и решили служить Ему, чего бы вам это ни стоило, Он уже знал о том, что ваше теперешнее страдание придёт. Он знал тогда, – как вы знаете это сейчас, – что вы будете любить Его, какие бы трудности на вас ни обрушились. По действию благодати вы приняли твёрдое решение быть победителем.
Я убеждён, что сейчас всё, что вы переживаете, связано с Новым Иерусалимом. Апостол Иоанн пишет об этом грядущем времени: «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нём, и рабы Его будут служить Ему» (Откр. 22:3). «И ночи не будет там… и будут царствовать во веки веков» (Откр. 22:5). «и соделал нас царями и священниками Богу нашему, и мы будем царствовать на земле» (Откр. 5:10).
Всё это говорит о деятельности. Оно показывает, что Бог готовит нас сейчас к тому, чтобы доверить нам что-то в новом мире. Другими словами, у Него для нас планы, выходящие за рамки нашего разумения. Павел имеет в виду именно это, когда говорит, что мы будем служить Богу непрестанно и с радостью: «и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Еф. 2:6-7).
Подумайте: Мы будем слышать свидетельства о Божьей благости веками! И там будет великое, мощное пение. Представьте, какое служение хвалы там будет идти, когда ангелы будут петь о грешниках, получивших спасение. Если эти небесные создания радуются об одном кающемся грешнике, как говорит Иисус, то как же будет звучать хор, когда миллионы искупленных за все прошлые века выйдут вместе?
В последнее своё великое испытание я спрашивал Господа: «если есть какие-то уроки, которые я должен извлечь из моего теперешнего испытания, прошу Тебя, покажи мне их».
И Дух Святой ясно проговорил к моему сердцу: «Твоя нынешняя скорбь не имеет никакого отношения к наказанию. Она вообще не связана ничем с этим миром. Это твоё сильное и такое длительное испытание имеет отношение к вечности. Так Я готовлю тебя к служению в Моём царстве».
Дорогой святой, я верю, что сейчас мы проходим процесс отделения нас от всего, что связано с этим миром. Боль, которую мы ощущаем сейчас, и есть эти ужасные родовые муки. Бог допустил нам так ослабеть, настолько лишиться всякой человеческой силы, чтобы мы прекратили все попытки сделать что-то сами и дали Ему возможность провести нас остаток нашего пути.
Я испытывал благость Божию на протяжении всей жизни. И в грядущем новом мире я также буду рассказывать всему небу мою историю о том, каким реальным, близким и милостивым был ко мне Иисус в худшие мои времена. Слава Богу!