Что ты здесь, Илия?
Posted on 15. Dec, 2011 by bread in Богословие
Дорогие друзья, братья и сестры, есть вопросы, которые жизнь нам ставит и на которые только мы сами можем дать ответ. В сфере наших сердечных отношений, нашего здоровья и во многих других сторонах жизни появляются такие вопросы, что никто другой не может нам помочь, никакой советник нам не может подсказать, а главное, принять за нас решение, как поступить. Мы сами должны сделать шаг, и сами должны нести ответственность за результаты и последствия этого шага. И мы знаем, что от этих вопросов нам не спрятаться и не уйти от ответа.
В духовной жизни тоже есть вопросы, на которые только каждый лично может ответить, и сам пред Богом сделать выбор. Библия задает нам такие вопросы, и Господь задает их нам. Один из таких вопросов Бог задал пророку Илии в 3-й книге Царств 19.
Израилем в то время правили нечестивый царь Ахав и его жена Иезавель. Они оставили праведные пути пред Господом и кадили иным богам. Господь затворил небо, не было дождя три года, в стране свирепствовал голод. В это время Господь посыпает Илию к Ахаву и ко всему народу, чтобы вернуть их к служению истинному Богу. Мы видим два жертвенника на горе Кармил, две жертвы, Илия с одной стороны и 450 пророков Ваала с другой. Огонь сошел на жертву Илии. Пророк Господень одержал победу, всех пророков Ваала истребили. Но царица Иезавель преследует Илию, он бежит в пустыню и прячется. Там его находит Ангел Господень, укрепляет его, принос, т ему пищу и затем, с 8 стиха написано: «И встал он, поел и напился, и, подкрепившись той пищею, шёл сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорта. И вошёл он там в пещеру, и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: Что ты здесь, Илия?»
Господь задает вопрос, на который не может ответить никто другой, кроме Илии. И вопрос задан не потому, что Господь не знает ответа. И не потому, что Бог удивлен приходом пророка. Сам Господь его сюда привел. Прочитаем в 7 стихе: «И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь, ибо дальняя дорога пред тобою». Господь направлял пути Илии, указывал ему путь и, тем не менее. Он обращается к нему: «Что ты здесь, Илия?»
Почему Господь спрашивает человека, если от Него ничего не сокрыто, все обнажено пред Ним? Для того чтобы сам человек задумался, почему он пошел за Богом, что его побуждает служить Богу, для чего ему все это: трудности, лишения, гонения? Чтобы человек дал ответ себе и Богу, почему он выбрал этот путь? Многие люди сегодня об этом совершенно не задумываются. Я хочу обратиться к тем, кто только ещё на пути к Богу. Если ты только ищешь истину, в первый раз пришёл в этот дом молитвы, впервые слушаешь слово Божие, с самого начала задай себе вопрос: Что ты здесь? Может быть, просто потому, что сюда ходят твои друзья или знакомые? Или потому, что здесь помогают? Что тебя сюда влечет? Добрые люди и хорошая музыка, которая тебе нравится? А, может, тебе просто больше некуда пойти? «Что ты здесь?» – спрашивает Господь тебя.
Если мы с самого начала не найдем для себя правильный ответ, то мы не сможем положить правильное основание для нашего дальнейшего следования за Богом. Мы всё время будем ходить во тьме, всё время будем где-то на обочине и ходить окольными путями. Ты должен решить: Что ты здесь? Что я здесь сегодня? Что мне нужно и чего я хочу? И никто не даст ответа кроме нас самих, никто не сможет на этот вопрос ответить.
Молодежь, дети верующих родителей, которые с детства посещали воскресную школу, а теперь сидите на собрании: Что вы здесь? Только потому, что здесь ваши родители? Или потому что здесь безопасно: нет пьяниц и хулиганов?
Никто не знает кроме Господа вашего сердца. Пасторы не знают, друзья не знают, что у вас внутри. Можно внешне выражать одно, а внутри скрывать совершенно другое. Но для каждого из нас когда-то прозвучит вопрос: Что ты здесь? И мы никуда не сможем скрыться от Его всевидящих глаз. Нам никуда не убежать от этого вопроса, нам придётся ответить на него. Если мы сейчас не ответим, то когда мы предстанем пред Ним лицом к лицу во время Его второго пришествия, Он снова спросит нас: Что ты здесь?
Что же ответил Илия? Он сказал: «возревновал я о Росподе Боге Саваофе…». Он знает, почему он пришёл туда в это место, он знает основание своего следования за Богом, он знает, что его туда влечёт и толкает. Ревность о Господе. Возревновал. Ревновать, означает желать, хотеть очень сильно. Мы ревнуем о многом и многого хотим.
Часто родители приводят детей в церковь и просят помочь им избавиться от пьянства или наркомании. Мы предлагаем им самим обратиться к Богу и последовать за ним, но они говорят: «Нет, нам это не нужно! Мы уж как ни будь, проживем, а вот детям помогите.» Им не нужен Господь, им нужно избавиться от проблемы, а кто избавит им все равно.
Наркоманы приходят в церковь и просят помощи. Мы предлагаем им покаяться, но они отвечают: «Нет, нам нужно просто переждать ломку, а потом мы сами справимся.»
Бедные приходят и просят помощи. Мы говорим им о Спасителе, но им нужны деньги.
Всем этим людям не хватает самого главного: им не нужен Господь! Или нужен в сипу того, что Он может дать им что-то. Иисус сказал тем, кто следовал за Ним: «вы ищете Меня, потому что …ели хлеб и насытились» И.6:26. Иисус накормил пятью хлебами пять тысяч человек, и теперь они ходили за ним, потому что там, где Он, не останешься без хлеба. Они ревновали не о духовном, не о Господе, а об удовлетворении своих материальных нужд.
Библия дает нам примеры правильной ревности. Илия возревновал о Господе. Псалмопевец Асаф воскликнул: «С Тобою ничего не хочу на земле» Пс.72:25. «Но что для меня было преимуществом, то ради
Христа я почел тщетою», – говорил Павел.
Теперь нам становится понятным вопрос Иисуса Петру: «Любишь ли ты Меня?» И.21:16. Петр ходил с Господом, потом отрекся от Него, потом пошел ловить рыбу, но снова вернулся. Почему? Потому что Иисус знает, как поймать много рыбы? И там, на берегу, у него тоже был хлеб?
Любовь. Вот единственно верное основание для следования за Господом. «Что ты здесь?» «Возревновал я о Господе.»
«Возлюби Господа всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим» Лк. 10:27 – вот первая заповедь. Если нет любви, то человек как музыкальный инструмент, пустой внутри. Если сердце человека не изменилось, не наполнено любовью к Богу, он подобен окрашенному красивому гробу, говорит Иисус. Снаружи всё замечательно – и цветы, и ленты, и красивая обивка, но внутри – мёртвые кости. Без любви, которая от Господня духа, мы можем поступать только по плоти, а сеющий в плоть неизбежно пожнёт тление.
Брат и сестра, ищи того, чтобы «любовь излилась в твое сердце Духом Святым».
Тогда изменится твой взгляд на окружающее, изменится вся твоя жизнь, ты станешь другим человеком. То, что ты считал ценным, что ценит этот мир, ты будешь почитать за сор. Ты не захочешь помышлять о земном, но о небесном. Будет все новое.
Апостол Павел пишет о том, как это произошло с ним: «Когда Бог, избравший меня от утробы матери и призвавший благодатию Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего…». Бог открыл в нем Сына. После этого Павел не просто стал христианином и вернулся домой. Он пошёл за Иисусом на служение, начал совершать труд. И ему не нужно было ничего объяснять и спрашивать у кого-то совета. Он знал, «Что он здесь?».
Брат и сестра, произошло ли все это с тобой? Стал ли ты новым творением, познал ли ты любовь, которая превыше разумения, есть ли перемена в твоем сердце, в твоей жизни? Что ты здесь?
Что же Илия говорит дальше: «ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом». Пророк страдает, оттого что беззакония и грех вошли в народ Божий. Он не может смотреть спокойно, как народ, познавший истину, идет вслед иных богов.
Христиане:
Братья и сестры, мир сегодня входит в церкви. Христиане хотят жить по обычаям мира. Путь за Христом им кажется слишком узким, богослужения слишком скучными. Они хотят веселиться, петь песни этого мирз и играть его музыку, одеваться в то, что предлагает мир. Делать то, что удобно для плоти, идти по широкой дороге. Удобство, комфорт, развлечения, шоу стали уделом церкви. Общество обвиняет христиан в том, что они узко мыслят, что они не идут в ногу с культурой, и церковь отступает. Все это есть. Многих христиан это совсем не пугает и даже устраивает. Но скорбит ли твое сердце об этом? Осознаешь ли ты опасность того, что происходит с народом Божьим? Восстает ли твоя внутренность против происходящего вокруг?
Друзья, если мир входит в церковь и мы с этим согласны, тогда зачем нам надо было выходить из мира? Зачем жить двойной жизнью: посещать богослужения, а сердцем прилепляться к тому, что предлагает мир, к его деньгам, удовольствиям, ценностям? Стоит ли обманывать себя? На небо все равно не войдет ничто нечистое от князя мира этого. А. слившись с миром, и мы не войдем туда.
Что ты здесь? «Остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее», – говорит Илия. Он был служителем, пророком, и, как служителю, ему тоже нужно ответить на поставленный вопрос. Брат и сестра, что движет тобой, когда ты идешь на служение? Возможность заработать? Есть христиане, для которых служение- это возможность заработать на жизнь, бизнес. Но большей частью это – «пища ничтожная». Тогда, может быть, престиж? Ты хочешь быть на виду? О чем ты думаешь, когда стоишь в хоре? О том, как ты смотришься или о том, как прославить Бога?
Может быть, ты пошел на служение, чтобы устроить свою личную жизнь? Да, да, есть студенты богословских заведений, которые пошли учиться, чтобы изменить свое семейное положение: жениться или выйти замуж. Жениться не грех, но это не то, ради чего следует выходить на служение или подготовку к нему. «Желающие служить, что вы здесь?» – спрашивает сегодня Господь. Будешь ли ты готов продолжать служение, если оно перестанет приносить тебе доход, если ты останешься один, если твоей души будут искать, чтобы отнять ее? Готов ли ты быть верным до смерти? Господь испытает каждого из нас, и дай нам Бог, быть готовыми дать отчет.
После первого вопроса к Илии Господь говорит ему: «Выйди и стань на горе пред лицом Господним, и вот, Господь пройдёт, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра. Услышав сие, Илия закрыл лицо своё милостью своею и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: Что ты здесь, Илия?» 19:11-13. Почему Господь второй раз задает тот же самый вопрос, если Илия уже ответил? Потому что мнение Илии могло измениться. Да, братья сестры, все мы изменяемся со временем. Идут годы, растет наш опыт, знания. Мы начинаем видеть дальше, понимать больше, наши взгляды на многие вещи изменяются. Изменения происходят и в нашей вере, и в наших отношениях с Господом.
Что показал Господь Илии на горе? Он дал ему откровения о Себе и о Своём характере. Сильный ветер, землетрясение, огонь – стихии природы, в которых сила и могущество. Что, как не подобная сила, могла помочь Илии в тех трудных обстоятельствах, в борьбе против Иезавели? Сила, которая может победить противников и доказать народу, кто есть истинный Бог. Могущество, пред которым трепещет все живое! Но Бог был в веянии тихого ветра.
Иаков и Иоанн, когда-то были названы «сыны Громовы», они были рады тому, что с ними сила Господа, они готовы были следовать примеру Илии и свести огонь с неба на жителей селения, не принявших Иисуса. Лк.9:55. «Но Иисус запретил им». Он не был тем Богом внешней силы, которая им нравилась. Он был кроток и смирен сердцем.
Когда Апостолы узнали истинный характер Христа, им нужно было решить, устраивает ли их участь «овец среди волков» и сила, «которая совершается в немощи».
После урока на горе, понимание Илии о Боге изменилось. Оружием пророка против всего нечестия и жестокости Иезавели мог быть только тихий ветер. Будет ли пророк согласен дальше следовать за Господом и служить ему на таких условиях? И Господь снова спрашивает: «Что ты здесь?»
Дорогой друг, брат или сестра, когда ты только пришел к Богу, ты многое представлял иначе. На многое ты смотрел «через розовые очки». Церковь нам казалась собранием идеальных людей, мы, новообращённые, приходили в собрание Божье и говорили: «Вы тут такие святые, а мы такие грешники.» Любовь, которая была у каждого, казалась нам недостижимой. Но прошло время, и мы многое видим иначе. Те/же люди уже не кажутся нам святыми, то же собрание уже стало скучным, те же проповеди не назидательными, те же служители представляются не имеющими любви и заботы. Походив лет 10 в церковь, мы говорим: «Ну какие же все вокруг грешники, один я – святой.» Все меняется. Время, опыт и информация иначе расставля10л^акценты в нашей голове. Твоё понимание неизбежно изменяется. Тогда Господь снова спрашивает: «А теперь что ты здесь? А теперь что, Илия?»
Может быть, тебя не устраивает такой Бог, когда веяние тихого ветра, может, ты хочешь сводить огонь на деревни, как это предлагали сделать ученики Иисуса? Ты хотел, чтобы в церкви Бог являлся в силе, чтобы были все дары, падения, святой смех. Тебе нравилась громкая музыка и танцы, ты хотел свободы? А тебе говорят о смирении, проповедуют о терпении и учат о послушании. Ты все еще хочешь быть здесь?
Вспомни время, когда ты начинал служение, ты был полон
энтузиазма, ты горел, для тебя не было большого и маленького дела,
ты был готов на любой труд ради Господа.
Прошло время… Ты повзрослел, ты попробовал, потрудился, многое понял в служении, и оно уже не так привлекательно. Ты увидел его изнутри, и, оказалось, оно выглядит иначе. Оказалось, что Малахия был прав и доход от служения Богу оказался невелик, а сил и времени нужно отдавать много. «Пусть молодые трудятся,» – говоришь ты теперь.
Тогда почему ты всё ещё здесь? Может, уже хватит, церковь стоит, Дом молитвы построен, пора на отдых?
На каждом этапе нашей жизни и служения Господь снова и снова задает нам тот же вопрос. Мы снова и снова, отвечая на него, проверяем основание нашего хождения пред Ним.
Но Илия опять отвечает: «Возревновал я о Господе Боге Саваофе», Ревность, которая не исчезает со временем, любовь, которая не угасает, желание, которое не пропадает Проходит время, меняются обстоятельства, мы меняемся, но важно сохранить ту же самую ревность по Богу, чтобы она не угасла в нашем сердце с течением лет и с течением времени, чтобы, глядя назад, мы не печалились: «О, какой же я был, когда только родился свыше: я летал, как на крыльях, я радовался, как ребенок. Как я молился, как исполнялся Духом! Как давно это было и уже прошло. Я уже не тот. Теперь мне некогда, я в работе, в суете, я стал другим человеком.»
Возревновал я о Господе. Как важно сохранить ревность по Богу, стремление к святости, посвящение на труд, любовь к Иисусу. Как важно всегда иметь ответ на вопрос: Что ты здесь? Пусть Господь благословит нас сегодня проверить наши сердца.
Слава Ему. Аминь.