Характер христианина
Posted on 15. Dec, 2011 by bread in Богословие
Братья и сестры, мы с вами живем в такое время, когда не просто отличить истину ото лжи, потому что лукавый обманывает детей Божьих, используя всё своё искусство обольщения.
Однажды христианина, который посетил богослужение с участием очень известного проповедника, спросили: «Ну, как?»
«Говорит правильно, а ведет себя аморально», – был ответ.
Как к этому относиться? От Бога ли этот проповедник, от Духа ли Святого он говорит? Нас смущает первая часть ответа «говорит правильно», то есть в соответствии со Словом Божьим. Мы знаем, что соответствие Слову – первый критерий для определения истинности. Иоанн говорит (2 Ин. 10): «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом…» Но единственный ли это критерий?
В наше время Библейское христианство всё больше преобразовывается в так называемое «сильное», или «крутое». Христиане стремятся быть похожими на сильных мира сего. Они так же одеваются, ходят, держат себя; ведут себя так, будто имеют силу и власть. Сегодня в моде места из Писания, которые говорят о силе, свободе и победе. Изменяется манера проповеди и поведения детей Божьих. Появились “Power teams”, «Команды силы», которые на своих представлениях ломают кирпичи и рвут руками металлические пластины «во имя Иисуса». При церквях действуют кружки восточных единоборств и т.п.
Когда видишь, что происходит в христианстве, то понимаешь, что характер его изменяется. На первый взгляд всё нормально: говорят, поют и проповедуют, как и прежде, о Христе, но чувствуешь, что произошла подмена и смещение истин. Иоанн в своем первом послании говорит (4:1) «Возлюбленные, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они». И Павел призывает (1 Фесс. 5:21): «Все испытывайте».
Мы не должны бояться испытывать то, что предлагается под «вывеской» христианства. То, что от истины, не боится проверки и выдержит любое испытание.
Не знаете, какого вы духа.
Такие слова однажды сказал Христос Иакову и Иоанну. Эта история записана в Евангелии от Луки 9:51-56. Иисус с учениками шёл в Иерусалим и, проходя мимо Самарянского селения, хотел остановиться в нём. Но самаряне не приняли Его. Тогда ученики предложили свести огонь с неба, чтобы уничтожить деревню и её жителей. В ответ они услышали. «Не знаете, какого вы духа».
Они были с Иисусом, учились у Него, ходили с Ним, были готовы за Него вступиться, но не познали главного. Писание говорит: «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). Что было в их сердце, в их духе? Из какого глубинного источника исходили их помышления и побуждения? Характер учеников, который они проявили в тот момент, очень похож на характер современного христианства.
Знаем ли мы, какого мы духа? Апостол Павел написал в 1-м послании к коринфянам 4:16 «Вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас». В другом месте он говорит (Рим. 7:9): «Кто духа Христова не имеет, тот и не Его».
Какой дух был у нашего Господа, каким был Его нрав и характер?
Давайте прочитаем из Евангелия от Матфея 11:29: «…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем…»
И 12:18-20: «Се, Отрок Мой…; положу дух Мой на Него и …не воспрекословит, не возопиёт, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы».
Иисус был примером кротости и смирения. Писание образно описывает характер Христа. Он не повредит даже такие вещи, как надломленная трость и курящийся лён, которые находятся на грани уничтожения, могут сокрушиться от любого дуновения и прикосновения.
Петр говорит о Нем (1 Пет. 2:23): «Будучи злословим, Он не злословил взаимно». Он (ст.21) «оставил нам пример, чтобы мы шли по следам Его».
Итак, суть христианского учения не только в том, чтобы учить в соответствии с Библией, но и поступать так, как учит Писание, иметь нрав и характер Христов. «Всякое дерево познаётся по плоду своему», – говорит евангелист Лука (6:44). Плод же Духа это: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22). Вот как поступал Христос, поэтому и мы должны «поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:6).
Когда Иисус послал учеников Своих в мир, Он сказал им; «Посылаю вас, как овец среди волков» (Мф. 10:16). Представьте себе сказанное Иисусом буквально: кроткая овца идет проповедовать стае голодных злых волков. На что она может рассчитывать? Какое оружие может противопоставить овца волчьим клыкам? Что могли противопоставить ученики Христа злу и ненависти сего мира? Ничего, кроме кротости и любви. Но это и есть самое могущественное оружие.
Когда Давид Вилкерсон пошел в район Нью-Йорка, который контролировала банда Ники Круза, у него не было никакого оружия, кроме Библии. Даже полицейские не решались заходить на эту территорию по одному. Когда он пришел в подвал, где собралась банда, один из бандитов, угрожая проповеднику ножом, сказал, что может разрезать его на тысячу кусков. «Но и тогда каждый кусок будет кричать «Иисус любит тебя»», – отвечал священник и одержал победу. Вот она, сила любви Христа.
Но современные христиане не хотят быть овцами. Они хотят идти на «волков» как «львы из колена Иудина». Льву не страшно идти против волка. Он вооружён тем же оружием и действует теми же методами. Методы овцы отличны от волчьих методов, и методы Христа отличаются от методов грешного мира. Когда Давид Вилкерсон приехал в Москву в 2001 году, ему, по ревности служителей церквей России, дали охрану из 5 человек с пистолетами.
«Не противься злому…» – говорит Иисус в Евангелии от Матфея (5:39).
Учение апостолов полностью соответствует учению Господа:
«Не воздавайте злом за зло», – пишет Петр (ЧПет. 3:9).
«Не мстите за себя, возлюбленные… побеждай зло добром»,
наставляет апостол Павел (Рим. 12:19).
Писание дает нам ещё одно интересное сравнение характера христианина в 1 Кор. 14:20: «Братия!…на злое будьте младенцы». Как младенцы реагируют на зло? Всё, что они могут, – это плакать. Такова их внутренняя суть. Они ещё слабы и беззащитны. Внешне ответ христианина на зло должен быть таким же. Но внутреннее основание иное: сила любви Христа, которую не может потушить никакое зло.
«Дидахе», или «Учение двенадцати апостолов», книга, которой пользовались христиане первых веков, давала четкое определение, как нужно отличать Божье от человеческого: «Не всякий говорящий в Духе есть пророк, а только тот, кто имеет нрав Господень».
К сожалению, мы часто встречаемся с совершенно иной реакцией христиан на действия окружающего мира «Сила» христиан проявляется не только по отношению к людям. Вот что написано об этом в послании Иуды: «Точно так будет с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти. Михаил Архангел, когда говорил с дьяволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнесть укоризненного суда, но сказал: Да запретит тебе Господь. А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем и растлевают себя. Горе им…» (1.8)
Дорогие друзья! Высокие власти, о которых здесь говорится, – это не только земные власти, но и ангелы.
Архангел Михаил, вождь воинства Господнего, не смел осудить сатану, а весь суд отдал Господу.
Современные «мечтатели» смеют сказать не только земному начальнику: «Ты не даёшь нам аренду? А когда ты последний раз думал о смерти?» Они топчут, проклинают и злословят сатану, «злословят то, чего не знают». Я не говорю о том, что мы должны бояться дьявола. Но мы сильны только потому, что Христос победил лукавого на Голгофе. Это сила, которая не выражается в грубости, надменности, развязности и сквернословии. У Христа иной характер и иной Дух.
Пример Моисея.
Однажды на большой конференции доктор богословия сказал: «Не люблю я Моисея, какой-то он слабый. Чуть что случится, он сразу на колени… вот Иисус Навин – это да! Чуть что не так, меч из ножен, и всё готово!»
Вот чего ищут современные христиане! Пример Моисея их больше не устраивает. Происходит серьёзная подмена содержания, которую не так-то легко различить.
Но характеристика, которую Бог дает Моисею в книге Чисел 12:3, вовсе не является отрицательной: «Моисей же был человек кротчайший из всех на земле». Кротость этого мужа Божьего была признаком не слабости, а истинного понимания, что источник силы находится у Господа, к Которому он прибегал. Книга Чисел повествует, как много испытаний выпало на долю Моисея: Мириамь упрекала его за жену (12 гл.), народ роптал на соглядатаев обетованной земли (14 гл.), на него восстали сыны Корея (16 гл.), восстал и весь народ (16:42). Ответ Моисея был один во всех случаях. «Моисей пал на лице свое», он молился Господу.
Сила и слабость.
Однажды мне задали вопрос: «Почему нельзя смотреть боевики, ведь там же «наши» всегда побеждают; добрые торжествуют, а всех плохих наказывают?» Дело в том, что принцип, который исподволь проводится в этих боевиках, состоит в том, что добро должно быть с кулаками. В глазах мира сила в цене. Это противоречит духу Писания и характеру Христа: «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16:15).
Христос был унижен, Его избивали, Его «ни во что не ставили», но Он одержал победу. Сила любви оказалась выше силы унижения и распятия на Кресте. Слабое оказалось сильным. Любовь побеждает, потому что в ее кажущейся мягкости есть сила, которой ничто не может противостоять.
Совершенно другой дух пробирается сегодня в христианство под видом «силы».
Апостол Павел (2 Кор. 12:8-10) объясняет соотношение нашей человеческой слабости и Божьей силы: «Господь сказал мне: “довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”. И потому я гораздо охотнее буду делиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен».
В наше время непопулярно благодушествовать в подобных обстоятельствах Павел находился в нужде или в физической немощи, но проповедовал в Силе Святого Духа. Посмотрите, какая интересная связь между силой и слабостью! Всё по-человечески слабое оказывается сильным Божьей силой. Те, кого среди людей почитают слабыми и ничего нестоящими, немощными, обиженными, нуждающимися, гонимыми и притеснёнными, высоко стоят пред Богом. Сильному легко быть сильным, легко славить Бога, когда он здоров. Когда Бог убирает мою собственную силу, тогда я начинаю правильно понимать, сколько во мне было моей силы, а сколько Божьей. Пока христианин был здоров, всё было нормально: он ходил на собрания славил Бога, но вот заболел, и сразу появилось уныние, пропало желание молиться, читать Писание и общаться. Почему так быстро всё пропало? На какой силе всё стояло, если стоило убрать человеческое – и всё рухнуло? Это показывает, как мало в нём было Божьей сипы. Бог допускает в нашей жизни немощи, чтобы показать нам, на какой силе должна утверждаться наша вера. Сила христианина не в больших кулаках и мускулах и не в таком характере, который может на кого-то надавить, а в любви, которая может противостоять любому нападению.
«Не знаете, какого вы Духа», – сказал Иисус Иакову и Иоанну, потому что не за тем пришёл Христос, чтобы сводить огонь и уничтожать. Он пришёл спасти грешников через Свою любовь, отдать Свою Собственную жизнь.
Давайте молиться, чтобы нам не быть обманутыми в наше последнее время, чтобы поступать не как неразумные, но как мудрые, потому что «дни лукавы» (Еф. 5:16)! Аминь.